Южнокорейский фильм «Паразиты» получил сразу четыре «Оскара»

Опубликовано: 10 Февраля 2020 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Южнокорейский фильм «Паразиты» получил сразу четыре «Оскара»
© AFP
просмотров 1454

В Лос-Анджелесе прошла 92-я церемония вручения премии «Оскар». Настоящую сенсацию там произвел фильм южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты», который взял заветные статуэтки сразу в четырех номинациях: «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший иностранный фильм», «Лучшая режиссерская работа» и Гран-при. Каждый раз, поднимаясь на сцену, режиссер давал обещание напиться от счастья. А еще поблагодарил Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе и всех мастеров экрана, повлиявших на его творчество.

Накануне мероприятия в Twitter «слили» якобы прогнозы Международной академии киноискусств и наук, где были указаны имена всех победителей. Согласно этим предсказаниям, лучшим фильмом должна была стать картина «Паразиты», считавшаяся общепризнанным фаворитом. Так и случилось. Этот социальный памфлет уже взял «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 2019 году, «Золотой глобус», BAFTA и премию Гильдии киноактеров США в 2020 году.

В кинокартине рассказывается о двух классических семьях: богатой и бедной. Режиссер стремится показать, насколько велика социальная пропасть между ними. Если семья Ким живет в подвале, ловит бесплатный Wi-Fi и через маленькое подвальное окно видит, как бомжи справляют нужду, то семейство Пак расположилось на холме в застекленном доме, спроектированном по замыслу известного архитектора. В определенный момент судьбы героев пересекаются. Кстати, картина отчасти автобиографическая, поскольку в юности будущий режиссер подрабатывал репетитором в состоятельной семье – так же, как и один из его героев.

В этом фильме нет ни одного персонажа, который вызывал бы симпатию. Семейство Ким, глава которого опустил руки после неудавшейся попытки открыть кондитерскую, беззастенчиво вторгается в уютный и беззаботный мирок Паков, хитрыми способами устраняя всех конкурентов на своем пути (прежних слуг, работавших в особняке). Семья Паков вроде бы никого не эксплуатирует, но выглядит фальшиво. И непонятно, кто в этой ситуации больше является паразитами: Кимы, мечтающие адаптироваться к красивой жизни за счет Паков, или оторванные от действительности Паки, которые не могут шагу ступить без помощи своих слуг.

2.JPG

Главный секрет успеха этого фильма заключается в мощном психологическом воздействии на зрителя. Если в конкурировавшей с ним социальной драме «Джокер» Тодда Филлипса присутствует хотя бы небольшой элемент эскапизма, то картина «Паразиты» напрочь лишена этого качества. После просмотра этой ленты зритель погружается в состояние абсолютной безысходности.

Неудивительно, что у отечественного фильма «Казахское ханство. Золотой трон» Рустема Абдрашева, претендовавшего на победу в номинации «Лучшая иностранная картина» от нашей страны, не оставалось шансов перед такой мощной работой. Основная проблема этой картины заключается в том, что там отсутствуют четко выраженные протагонисты. Казахстанцы, знакомые с нашей историей, конечно, понимают, что ими являются основатели казахского ханства Жанибек и Керей. Но иностранный зритель мог элементарно запутаться в обилии заявленных в ленте персонажей, так и не поняв, кто из них главный. Хотя некоторые из героев этого фильма, безусловно, получились очень яркими, например Кобланды батыр в исполнении Армана Асенова.

Еще одним триумфатором церемонии можно назвать фильм «1917» Сэма Мендеса, получивший награды в номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший звук», «Лучшая операторская работа». В его основу легли воспоминания деда режиссера.

6.jpg

Эта картина, рассказывающая об ответственной миссии двух солдат во время Первой мировой войны, скроена по классическим канонам драматургии. Герой здесь преодолевает препятствия, а на пути ему встречаются люди, которые помогают ему в решении задачи, – такие сюжеты архетипичны для сказок.

Обладателем гран-при BAFTA стал фильм 1917 Сэма Мендеса
читайте далее

Но главное достоинство этой ленты, конечно, не драматургические изыски, а работа оператора. Благодаря его мастерству у зрителя возникает ощущение, что картина снята одним кадром. Хотя невооруженным глазом можно заметить монтажные склейки. Кстати, 70-летний оператор Роджер Дикинс завоевал желанную статуэтку во второй раз.

В ходе церемонии был отмечен еще один художественный фильм о войне, но уже о Второй мировой – «Кролик Джоджо» режиссера Тайки Вайтити, получивший приз за лучший адаптированный сценарий.

Эта трагикомическая история взросления, прощания с иллюзиями и первой любви на фоне драматических событий. Фильм рассказывает про мальчика и его воображаемого друга Гитлера. Правда, с таким сомнительным товарищем эту ленту ни один постсоветский кинопрокат не взял – и очень зря! Режиссер снял антивоенную сатиру, представив фашистов в карикатурном виде. Это очередное напоминание зрителям о том, что в самых страшных ситуациях нас может спасти только юмор.

3.JPG

Мало кто сомневался в победе Хоакина Феникса, исполнившего главную роль в фильме «Джокер» Тодда Филлипса. Не случайно Хит Леджер, воплотивший этот образ в картине «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, стал лауреатом премии «Оскар» в 2009 году за роль второго плана, хоть и посмертно.

Несмотря на то что главным героем фильма Нолана был Бэтмен, по большей части эта картина – бенефис Джокера. После выхода социальной драмы Тодда Филлипса многие сравнивали персонажей этих двух картин, хотя это сравнение абсолютно некорректно. Джокер Хита Леджера – яркий, харизматичный, смелый, не знающий жалости безумец, мечтающий разрушить большой город. Но, несмотря на все его жестокие безумства, зритель испытывает к нему явную симпатию. В фильме же Тодда Филлипса мы видим, какая драма и боль стоит за Артуром Флеком, и почему из застенчивого, похожего на большого ребенка человека, он превратился в жестокого убийцу.

В своей трогательной и философской речи на вручении «Оскара» за лучшую мужскую роль Хоакин Феникс еще раз напомнил зрителям о недопустимости любого вида дискриминации и призвал беречь природу. А еще признался в том, что у него не самый легкий характер и он много безобразничал, но поблагодарил съемочную группу за то, что ему дали второй шанс. Кстати, за работу над фильмом «Джокер» была отмечена композитор Хильдур Гуднадоуттир.

4.JPG

А вот награду за лучшую женскую роль завоевала Рене Зельвегер, сыгравшая в фильме «Джуди».

Много шуток звучало по поводу актерского состава в категории «Лучшая мужская роль второго плана», поскольку средний возраст номинантов перевалил за 70. Но всех обошел 56-летний Брэд Питт со своей работой в фильме «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино.

5.jpg

Без наград остался фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе – критики называют эту картину прощанием с эпохой великого гангстерского кино. Символично, что режиссер пригласил самых знаменитых актеров этого жанра: Джо Пеши, Роберта де Ниро и Аль Пачино. И они показали, что есть еще порох в пороховницах.

Но, к сожалению, на премии «Оскар» все непредсказуемо. Впрочем, как и в жизни.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале