100 лет назад возле Петропавловска упал метеорит

Опубликовано: 06 Ноября 2020 Автор: Елена ЧЕРНЫШОВА | Северо-Казахстанская область
100 лет назад возле Петропавловска упал метеорит
thesun.co.uk
просмотров 1986

100 лет назад, через несколько дней после рождения нашей газеты, произошло еще одно примечательное событие – возле Петропавловска упал метеорит.

Об этом рассказали Андрей и Надежда Солодовники. Они напомнили, что в журнале Академии наук «Природа» сохранилось научное описание падения метеорита. Автор этой заметки Леонид Кулик, к слову человек легендарной судьбы, сообщал, что 27 ноября 1920 года около семи часов вечера жители Петропавловска и ближайших населенных пунктов были потрясены невиданным небесным явлением – полетом ярко светящегося тела, сопровождаемого звуковыми эффектами.

андрей солодовник.jpg Представьте, каким было уличное освещение после недавней Гражданской войны, то есть полная темнота, – рассуждает сотрудник обсерватории Северо-Казахстанского государственного университета Андрей Солодовник. – И вдруг мгновенно стало светло, как днем. Так осветил небо и землю огненный шар размером чуть меньше Луны, яркий, как Солнце, быстро и беззвучно летящий среди звезд. Его полет длился не более пяти-десяти секунд, после в небе остался широкий светящийся след, сужающийся к северо-западу. А через пару минут грохнуло громче, чем при близком артиллерийском выстреле из тяжелого орудия. Дрогнула земля под ногами, зазвенели стекла окон.

В статье рассказывается, что встревоженные власти оперативно выслали взвод солдат на железнодорожный мост через Ишим, полагая, что его подорвали диверсанты. К счастью, мост оказался невредим. Но слухи о происшествии быстро распространились, принимая самые фантастические формы.

Осколки метеорита, упавшего в Актюбинской области, продаются в США
читайте далее

Дошли они и до города Томска. Для изучения феномена в Петропавловск был командирован преподаватель кафедры астрономии. Именно он, опрашивая очевидцев происшествия, по крупицам собрал данные о том ЧП. В частности, было установлено направление полета небесного тела над городом – с юго-востока на северо-запад. Специалист рассчитал, что конечная точка траектории полета метеорита находилась на удалении 40–50 верст от Петропавловска. Однако метеорит тогда не был найден.

В 1922 году по инициативе Леонида Кулика, который с 1918 года стал председателем метеоритной комиссии Академии наук, в Москве была снаряжена экспедиция, которая в итоге отправилась в сибирскую тайгу для изучения тунгусского феномена. Поиски петропавловского метеорита возобновились только в 2000-е годы, когда его историю астрономам рассказал известный краевед Сергей Шатилов.

Чтобы найти небесное тело, погребенное в толще земли, нужна четко спланированная работа многих людей, – отметил Андрей Андреевич. – Нужно специфическое, хотя и довольно обычное оборудование. Прежде всего, для аэрофотосъемки и магнитометрии. Плюс время на поиски. Ведь предполагаемая область падения занимает около 300–400 квадратных километров. А искать его стоит! Метеорит в полете, судя по выдающимся оптическим и акустическим эффектам, был огромен – не менее нескольких десятков тонн. И на землю, по крайней мере, несколько тонн внеземного вещества должны были выпасть. Законсервирован он вполне надежно на глубине нескольких метров в почве. А маркером для поисков должен послужить кратер диаметром не менее 10–20 метров. Поиски с применением летательных аппаратов наиболее целесообразно проводить сразу же после схода снега или осенью, когда леса станут прозрачны.

В конце 1990-х годов Солодовник, еще не зная о метеорите 1920 года, наткнулся на довольно крупный кратер в лесном массиве близ трассы Глубокое – Налобино. Увы, тогда место находки зафиксировано не было.

4045028 (1).jpg От метеорита, как указано в описании, отделялись фрагменты, –продолжает рассказ сотрудница обсерватории Северо-Казахстанского государственного университета Надежда Солодовник. – Следовательно, его осколки могут быть найдены и в самом городе, и вдоль трассы пролета тела. Сравнительно недавно мы сами в черте города нашли образец вещества, имеющего черты сходства с редчайшим типом железокаменных метеоритов – мезосидеритами. Изучение его пока что затруднено из-за отсутствия специального оборудования для анализа твердых тел в университете и ограничениями в выезде в лаборатории других городов. Но как бы то ни было, дальнейшая организация поиска метеорита – дело чести.

Осилить эту работу можно только при поддержке властей. Нужны средства на лабораторные и полевые исследования, по итогам которых можно получить новый памятник природы – метеоритный кратер, что весьма неплохо для развития туризма.