«Большое красное пятно Юпитера» – не просто красивая клякса на фотографиях

Опубликовано: 18 Декабря 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Вероятно, одна из самых ярких изюминок внешнего вида крупнейшей планеты Солнечной системы Юпитера – это его «Большое красное пятно» (БКП). По некоторым данным, первое его упоминание земными учеными датируется 1665 годом, и если начинать хронологию оттуда, то юпитерианская супербуря, которой по сути является это пятно, длится уже минимум 350 лет.

wx1080.jpg

Поначалу ученые считали, что «БКП» это нечто твердое, незыблемое на поверхности планеты – вроде кратера вулкана, или гигантской долины с особым окрасом поверхности. Однако с первыми полетами «Вояджеров» выяснилось, что на самом деле это вовсе не поверхностное пятно, а супершторм – самый большой из известных науке антициклонический атмосферный вихрь.

Долгие годы наблюдений приносили ученым в основном статистическую информацию о БКП: изменение размера шторма, направление, маршрут следования, скорость передвижения.

К примеру, согласно данным прошлого года, полученным благодаря инфракрасному телескопу на Гавайях, стало известно, что атмосфера на высотах от 350 до 600 миль над пятном очень горяча – почти 1 400 градусов по Цельсию (это температура плавления стали и почти уровень плавления тугоплавких сплавов).

Кроме того, его размеры постоянно уменьшаются – 100 лет назад он был в два раза больше.

Как пишет научная страничка The New York Times, БКП и сегодня остается крупнейшим вихрем Солнечной системы, размером в 10 тысяч миль, так что вполне мог бы поглотить нашу Землю в один присест.

maxresdefault.jpg

Однако в этом году ученые совершили прорыв в изучении этого феномена. Благодаря проходу космического аппарата «Юнона» прямо над пятном исследователям удалось получить уникальные данные, которые позволили провести более глубокий анализ, «проникнуть» вовнутрь шторма, и слегка приоткрыть завесу вековой тайны.

Инструмент «Юноны» измеряет микроволновые излучения. Более теплые материи и области генерируют больше микроволн, и, как выяснилось, область под БКП на всю глубину является крайне горячей, что может объяснять, откуда этот супершторм черпает энергию для существования.

Также стало известно, что юпитерианский атмосферный вихрь имеет глубину от верхнего слоя до подножия не менее 200 миль, а может и больше. По словам члена команды ученых, работающих с «Юноной» профессора теории планет из Калифорнийского технологического института Эндрю П. Ингерсолла, корни БКП опускаются в 50–100 раз глубже, чем океаны Земли.

К сожалению, полученных с «Юноны» данных недостаточно для полномасштабного, глубокого анализа явления, его структуры, причин возникновения и прогнозирования его дальнейшего развития, в связи с чем ученые планируют предпринять еще один пролет космического аппарата над «Большим красным пятном».

u14727_2283_vortex_1680x1050.jpg