Казахстанские астрономы готовы спасти планету и цивилизацию

Опубликовано: 29 Ноября 2018 Автор: Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
Казахстанские астрономы готовы спасти планету и цивилизацию
inform.kz

Коллекция Астрофизического института пополнилась. На высокогорном плато Ассы-Тургень установлен уникальный телескоп.

Проект объединил Nazarbayev University Energetic Cosmos Laboratory (Астана), Space Sciences Laboratory University of California (Berkeley, США) и Астрофизический институт им. Фесенкова в Алматы (АФИФ). Высокоскоростной 700-миллиметровый современный телескоп американского производства приобретен Nazarbayev University и предназначен для наблюдения за быстропротекающими процессами в космосе, что является очень актуальной научной задачей в современной астрономии. Время работы телескопа в соответствии с заключенным договором распределяется в равных долях между Nazarbayev University и Астрофизическим институтом.

Для того чтобы телескоп мог успешно работать, инженерам Астрофизического института пришлось изрядно потрудиться и проявить чудеса изобретательности. Ведь в соответствии с научными задачами прибор должен оперативно, по сигналу со спутника, начинать наблюдения объектов в автоматическом режиме. Оригинальная конструкция купола телескопа с откидной автоматической крышей, которую разработали наши инженеры-астрофизики, позволяет это делать.

Сам купол и павильон были изготовлены по чертежам на одном из алматинских предприятий. Для бесперебойной работы также было разработано и установлено энергетическое оборудование – солнечная энергосистема мощностью 6 киловатт, обеспечивающая работу телескопа при полной зарядке от шести до восьми часов, и турбо-дизельный генератор мощностью 50 киловатт. Он же вырабатывает электроэнергию для полутораметрового телескопа обсерватории.

Казахстанские астрофизики утверждают, что такой проект является первым в ряду высокоскоростных наблюдений за объектами дальнего космоса. Кстати, технологии по удаленному доступу и управлению телескопами, разработанные в данном проекте, могут быть применимы в других обсерваториях мира.

Астрономическая обсерватория «Ассы-Тургень», расположенная на высоте 2 750 метров над уровнем моря, не случайно стала местом расположения новейшего оборудования. Она уже давно используется как научный хаб для международного сотрудничества. Благодаря высокогорному расположению и считающемуся идеальным астрономическому климату, а также отсутствию светового загрязнения от далеко расположенного города данные, полученные в этой обсерватории, являются востребованными для всей мировой астрономической науки.

«Рабочими лошадками» для казахстанской астрономии являются телескопы с диаметром зеркала один метр. Однако после восстановления и модернизации к метровому телескопу обсерватории «Ассы-Тургень» в 2017 году добавился и «флагманский» полутораметровый, который «добивает» фактически до самых границ Вселенной – на расстояние 13 млрд световых лет.

В перспективе изыскиваются возможности строительства нового телескопа с диаметром рефлектора 3,6 метра. Не так уж много мест на планете, «достойных» сооружения столь масштабных проектов, но плато Ассы-Тургень с его идеальным астроклиматом, высокой прозрачностью атмосферы и очень малой турбулентностью воздушных потоков для этой цели подходит прекрасно.

Казахстанские астрофизики влились в Международный астрономический союз в 2012 году, но астрофизические исследования в Казахстане проводятся уже много десятков лет. А данные наблюдений Ассы-Тургеньской и Тянь-Шаньской обсерваторий давно уже стали весомым вкладом нашей страны в международное сотрудничество. Благодаря современным информационным технологиям казахстанские обсерватории фактически являются звеном единой всемирной системы наблюдения за космосом. Они занимают уникальное географическое положение, перекрывая большой разрыв между восточными и западными обсерваториями мира. Других больших телескопов на этой долготе просто нет! Это делает казахстанские обсерватории бесценными и абсолютно незаменимыми, когда вследствие вращения Земли объект уходит из поля зрения зарубежных коллег, а прерывать наблюдение ни в коем случае нельзя.

Астрофизический институт им. Фесенкова сотрудничает с очень многими зарубежными партнерами: Астрономическим вычислительным институтом Центра астрономии Гамбургского и Гейдельбергского университетов (Германия), Национальной астрономической обсерваторией Китая, Национальной астрономической обсерваторией Японии, российскими астрономическими институтами, Университетом Калифорнии. Кстати, в последнем прямым и непосредственным партнером казахстанцев является группа нобелевского лауреата профессора Джорджа Смута из Berkeley Space Sciences Laboratory.

Высокий научный уровень исследований отечественных ученых, как это и принято в мировой науке, подтверждают регулярные публикации в самых рейтинговых научных журналах – The Astrophysical Journal, Nature и многих других. Среди авторов таких статей профессор Сергей Дубовиченко и Эммануил Вильковиский, доктор Чингис Омаров, сотрудники Кенес Куратов, Инна Рева, Максим Макуков и Денис Юрин. А ведущий научный сотрудник АФИФ, астроном-наблюдатель Анатолий Кусакин по итогам 2017 года стал обладателем независимой международной награды «Лидер науки – Web of Science Awards», о чем уже писала наша газета.

Однако открытость казахстанских астрофизиков для самого широкого сотрудничества, а в астрономии иначе невозможно, не означает, что забыты интересы безопасности республики. Ведь у нашей страны есть своя собственная спутниковая группировка, а на околоземной и геостационарной орбитах количество космических аппаратов уже напоминает городской траффик в часы пик. И за всеми нужен глаз да глаз! Часто бывает, что наблюдаемый объект, долгие годы не подававший признаков жизни и давно уже зачисленный в космический мусор, внезапно оживает, быстренько корректирует свою орбиту и снова замирает. Группировка геостационарных спутников всех стран просматривается телескопами Ассы-Тургеньской и Тянь-Шаньской обсерваторий на 70%, что делает их важнейшими стратегическими объектами. Значительное число работ, связанных с наблюдениями за геостационарными орбитами, выполняется учеными института в рамках проектов Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана и Аэрокосмического комитета.

Среди многочисленных направлений деятельности Астрофизического института есть и поиск космических объектов, представляющих опасность для всей нашей планеты. Не так давно (по космическим меркам), 65 млн лет назад, болид диаметром 10 километров обрушился на полуостров Юкатан в Центральной Америке. Последствия были самыми катастрофическими, включая вымирание динозавров. Хорошо, что нас тогда не было, однако угроза из космоса может появиться в любую минуту. К примеру, Тунгусский метеорит врезался в Землю всего 110 лет назад, а самый недавний небесный гость, Челябинский метеорит, упал в озеро Чебаркуль 15 февраля 2013 года. Попадание даже небольшого небесного тела в атомную станцию или другой крупный промышленный объект неминуемо приведет к самым трагическим последствиям. Так что угроза вполне реальная, а научные задачи, связанные с метеоритной опасностью, весьма и весьма актуальны.

Поэтому казахстанские астрономы участвуют в мониторинге околоземного космического пространства, отслеживая быстролетящие объекты. Для полноценного выполнения этой задачи необходимо огромное количество специальных телескопов во всех уголках земного шара, и один из таких приборов диаметром зеркала 500 миллиметров также установлен в Ассы-Тургеньской обсерватории. Вот уже несколько лет телескоп работает в рамках различных международных программ, но, может быть, когда-нибудь именно он спасет планету и цивилизацию…