Крупные осколки станции «Космос 482» могут упасть на Землю уже в этом году

Опубликовано: 28 Февраля 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Крупные осколки станции «Космос 482» могут упасть на Землю уже в этом году
NASA

Межпланетная советская космическая станция «Космос 482» была запущена в 1972 году с миссией на Нептун, но далеко улететь так и не смогла: еще на околоземной орбите случился аварийный отказ двигателя, аппарат раскололся на куски, и крупные обломки по сей день кружат по орбите, постепенно снижаясь. В прошлом году историк космонавтики Павел Шубин выступал с прогнозом, что остатки выпадут на Землю в течение четырех-семи лет, однако, как пишет Newsweek, похоже, что «Космос 482» заторопился домой, и рухнет на планету если не в этом году, то до середины следующего.

Издание ссылается на опубликованное порталом Space заявление астронома Томаса Дормана, отслеживающего обломки. Тот утверждает, что в космосе по-прежнему находятся от 40 до 50% станции, которые накручивают круги по орбите один раз в 112 минут.

«Апогей начинает медленно снижаться, – утверждает ученый. – Я предполагаю, что возвращение состоится самое позднее до середины следующего года. Но предсказание падения – это настолько же искусство, насколько и наука. Никто не способен предсказать солнечную активность на следующий год, которая может повлиять на время падения». whyspacedebr.jpg

Принято считать, что после аварии «Космос» раскололся на четыре крупные части, не считая мелких. Два больших куска уже благополучно упали на Землю, не причинив вреда. Небольшие шарообразные запчасти из титанового сплава, каждый по 13,6 килограмма весом, «засеяли» в 1972 году фермерские поля в Новой Зеландии на окружности радиусом в 16 километров. Их продолжали находить еще 15 лет подряд. Часть была конфискована для изучения в НАСА, а некоторые экземпляры выставлялись, да и сейчас встречаются в гостиных и кабинетах местных жителей как невиданные инопланетные сувениры.

«Космос 482» создавался как клон – по образу и подобию запущенной в том же 1972 году, но в отличие от собрата успешно отработавшей все свои задачи межпланетной станции «Венера-8». Согласно техническим характеристикам, вес объекта без разгонных двигателей составлял почти 1,2 тонны. Для сравнения – примерно столько же весят такие автомобили, как Toyota Corolla или «Нива 2121». В упомянутом общем весе 495 килограммов – это, собственно, сама станция (то есть ее спускаемый на планету аппарат), и, по некоторым данным, она все еще остается на орбите.

По мнению Дормана, если падающие осколки не сгорят в атмосфере, то, вероятнее всего, приземлятся или приводнятся на незаселенный участок планеты. Однако, как он сам заявлял, предсказать точное время падения, а значит, и место практически невозможно, в связи с чем существует реальная опасность нанесения человечеству материального вреда или гибели людей. Следует учитывать, что станция и особенно спускаемый аппарат создавались для экстремальных температур и давлений Венеры, в связи с чем прохождение через плотную атмосферу Земли вряд ли уничтожит эти осколки советского прошлого.