Микробы МКС мутировали и адаптировались к жизни в космосе

Опубликовано: 10 Января 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Микробы МКС мутировали и адаптировались к жизни в космосе
NASA

Международная космическая станция (МКС) является домом не только для людей, но также и для тысяч различных вирусов и бактерий, которые переехали жить в космос на космонавтах или грузе. Как пишет Independent, новое исследование ученых проливает свет на то, как микроорганизмы, находящиеся длительное время в околоземном пространстве, приспосабливаются к выживанию в нестандартных для них условиях.

«Было много предположений о влиянии радиации, микрогравитации, недостатке вентиляции, а также о том, как все это может повлиять на живые организмы, включая бактерии, – говорит руководитель исследований, представитель Северо-Западного Университета Чикаго Эрика Хартманн. – Это стрессовые, очень суровые условия. Выживают ли там только супермикробы, потому что у них есть преимущество? Ответ: нет».

Выяснилось, что все изученные учеными микроскопические формы жизни сильно изменились, благодаря чему стали разительно отличаться от своих наземных собратьев. В то же время исследователи отметили, что мутации не привели к возникновению опасных или устойчивых к антибиотикам супербактерий, просто микробы приспособились, чтобы лучше справляться с особенностями проживания вне Земли.

348172.jpg «Геномный анализ показал, что, видимо, бактерии приспосабливаются к жизни, а не эволюционируют, становясь болезнетворными, – поясняет ведущий автор исследования, научный сотрудник лаборатории Райан Блаустейн. – Мы не обнаружили ничего особенного в отношении устойчивости к антибиотикам или повышения вирулентности в бактериях космической станции». 5c6d6776c7e65c57b99db47471f7368c.jpg

Понимание механизмов и путей адаптации микроорганизмов крайне важно для будущих длительных космических путешествий. Когда люди полетят на Марс или дальше, им придется годами жить бок о бок с микробами, которые будут приспосабливаться к изменившимся условиям. Полученные знания дают надежду, что какой-нибудь безопасный сейчас земной вирус в один «прекрасный» день не превратится в истребляющую экипаж убийственную космическую чуму.

Впрочем, риски космических мутаций даже обыденных микроорганизмов все же есть.

«Куда бы вы ни пошли, вы носите с собой своих микробов, – предостерегает Эрика Хартманн. – Астронавты – чрезвычайно здоровые люди. Но поскольку мы говорим о расширении космических полетов для туристов, которые вовсе не обязательно будут настолько здоровы, мы не знаем, что может произойти».