Первая вода на Земле появилась одновременно с образованием Луны

Опубликовано: 23 Мая 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Первая вода на Земле появилась одновременно с образованием Луны
Getty Images

Согласно так называемой гипотезе гигантского удара, спутник нашей планеты Луна образовалась примерно 4,5 млрд лет назад из обломков прото-Земли, когда в нее врезалось некое космическое тело Тейя, размером примерно с Марс. Как пишет Newsweek, согласно свежей научной теории ученых Мюнстерского университета (Германия), опубликованной в журнале Nature Astronomy, прибывшая откуда-то из космических глубин Тейя стала не только прародительницей Луны, но и доставила на Землю воду.

Первоисточник живительной влаги на нашей планете, равно как и на других скалистых планетах, таких как Марс, является постоянным предметом споров для ученых по причине того, что Земля сформировалась в сухой внутренней Солнечной системе, где была нехватка материи. Предыдущие исследования показали, что в самом начале Солнечная система была, по существу, разделена примерно пополам. Такое состояние длилось несколько миллионов лет, и образование Юпитера, вероятнее всего, стало чем-то вроде космического барьера на пути обмена материей между внутренней и внешней областями.

Внешняя часть Солнечной системы оказалась богата всяческим строительным материалом – метеоритами, содержащими насыщенные водой углеродистые соединения. Внутренняя же состояла в основном из неуглеродистых метеоритов, воды в которых не наблюдалось.

Одно из самых популярных объяснений происхождения «аш-два-о» на голубой планете предполагает, что углеродистые тела из внешней Солнечной системы послужили водовозами, доставив водосодержащие углеродистые материалы на Землю. Однако точной информации, когда и как это случилось, у ученых нет.

1453868974-theia.jpg «Формирование Луны и происхождение воды на Земле – это два основных открытых вопроса в космохимии, – пояснил журналистам Newsweek ведущий автор исследования Геррит Будде. – Распутывание этих процессов необходимо для понимания ранней эволюции Солнечной системы, формирования планет и развития жизни».

Чтобы докопаться до правды, ученые провели изотопный анализ молибдена, полученного из образцов метеоритов и земных пород (изотопы – это разновидности химического элемента, различающиеся по количеству нейтронов). Такой метод анализа позволил исследователям четко разграничить углеродистые и неуглеродистые материалы, сняв с них своеобразные «генетические отпечатки» материи как внутренней, так и внешней частей Солнечной системы.

180601-dinosaur-killing-asteroid-cradle-life-feature.jpg «Сравнивая изотопный состав молибдена Земли и метеоритов, мы впервые смогли установить время появления и количество материи «внешней» Солнечной системы на Земле, а также происхождение лунообразующего космического тела и воды нашей планеты, – говорит Геррит Будде. – Короче говоря, вода была доставлена к нам богатым ею углеродистым материалом. Это произошло относительно поздно – в конце основной истории образования Земли, и этот материал, скорее всего, был доставлен гигантским небесным телом Тейей. В свою очередь это означает, что сама Тейя происходила из внешней Солнечной системы, хотя обычно предполагалось, что она была частью внутренней.

По мнению германских исследователей, доставка воды на Землю и формирование Луны, которая сыграла свою роль в стабилизации оси нашей планеты, стали необходимыми факторами как для зарождения жизни, так и для ее развития.

«Наш подход уникален потому, что впервые позволяет связать происхождение воды на Земле с формированием Луны, – заявил соавтор исследования Томас Кляйн. – Просто без Луны, вероятно, не было бы жизни на Земле».