Пожирающий радиацию чернобыльский грибок слетал на МКС

Опубликовано: 27 Июля 2020 Автор: Подготовил Марат УСМАНОВ | Нур-Султан
Пожирающий радиацию чернобыльский грибок слетал на МКС

Взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в 1986 году считается крупнейшей техногенной катастрофой в истории мировой атомной энергетики. Споры о ее причинах не утихают по сей день, а ученые продолжают изучение последствий в виде воздействия радиации на людей и окружающую среду. По сообщениям USA Daily News, в развалинах того самого реактора со временем возникли несколько видов микроорганизмов, которые приспособились к извлечению энергии из экстремальной радиации.

17 июля в журнале bioRxiv был опубликован отчет о предварительном исследовании одной из разновидностей грибка из рода Cladosporium sphaerospermum. Известный науке с 1886 года этот грибок был обнаружен через пять лет после аварии, в 1991-м, в том самом четвертом энергоблоке АЭС. Ученые зафиксировали открытие, но лишь недавно, в начале 2020 года выяснилось, что дрожжеподобный грибок не только адаптировался к условиям экстремальной радиации, но и кардинально сменил диету.

Фактически, Чернобыль произвел на свет новый вид живых организмов, выживающих не за счет стандартных, общепринятых схем получения энергии. Новорожденный грибок не использует фото- или хемосинтез, не относится ни к автотрофам, ни к гетеротрофам. В глубинах двойного саркофага малыш мутировал в нечто малоизученное и крайне редко встречающееся: в живого пожирателя радиации – радиотрофа.

колонии нрибка.png

Исследователи отмечают, что новичка еще предстоит подвергнуть экспертизе, классифицировать и изучить, но уникальный грибок уже приставили к делу. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса США (НАСА) запустило грибок на орбиту: в течение 30 дней астронавты с Международной космической станции (МКС) тестировали «чернобыльца» на его способность блокировать космическую радиацию.

Магнитное поле нашей планеты, плюс атмосфера прикрывают человечество от излучений, но как только мы покидаем земную колыбель и выходим в космос, то сразу лишаемся этой защиты. Пребывающие на орбите в МКС астронавты получают более чем в 20 раз большие дозы радиации, чем человек, остающийся на поверхности Земли. А тем временем перспективы межпланетных перелетов становятся все реалистичней: Лунная и Марсианская миссии уже не за горами – но у науки пока нет дешевого и эффективного способа защиты экипажей от всепроникающих, смертоносных лучей.

tcrhg1_web.jpg

На МКС провели над мутантом ряд экспериментов. Чернобыльский грибок поместили в обычные чашки Петри, установили детектор радиации и в течение 30 дней каждые 110 секунд делали замеры. Детище четвертого энергоблока сумело частично заблокировать входящее космическое излучение, уменьшив его уровни почти на 2%. Более того, грибок адаптировался к новым условиям, включая микрогравитацию, и продолжил размножаться как в родном радиоактивном саркофаге.

Ученые пишут, что именно самовоспроизводство является одним из главных преимуществ нового вида. Теоретически, вы можете отправить в космос микроскопическое количество таких грибных спор, дать им питание, позволить размножаться, и грибок сумеет вырасти настолько, что создать биологический антирадиационный щит на весь космический корабль. Также возможен вариант, что ему будет по силам и защита от радиации перспективных человеческих баз на Марсе и Луне.

фото экспериментов с чернобыльским грибком.jpg

НАСА планирует совершить высадку человека на Луну в 2024 году, а к концу текущего десятилетия у США там может появиться первое постоянное поселение. Однако на пути этих планов еще множество политических, финансовых, научных и материально-технических препятствий, которые следует преодолеть. И детище катастрофического события в Чернобыле может стать спутником космических первооткрывателей. Это вовсе не факт, но результаты первых экспериментов настраивают на осторожный оптимизм.

01-chernobyl.jpg