Убивший динозавров астероид устроил на Земле полтора года полярной ночи

Опубликовано: 23 Августа 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

В свете всемирного ажиотажа из-за корейско-американского военно-политического кризиса на свет извлекаются страшилки и инструкции по безопасности времен советско-американского ядерного противостояния, строительство бомбоубежищ переживает очередной ренессанс, а ученые украшают свои теории апокалипсиса историческими примерами.

В частности, исследование влияния на климат планеты былого мощного астероидного удара может помочь понять, что произойдет в случае ядерной войны. Как пишет Independent, это картина ада на Земле. Когда огонь низвергся с небес, солнце скрылось за тучами дыма, окутавшими планету, день превратился в ночь, температура катастрофически  упала.

asteroid-impact-dinosaur-extinction.png

Массивный астероид, поразивший планету 66 миллионов лет назад, привел к пятому вымиранию жизни на Земле: уничтожению динозавров и многих других видов животных, а также к землетрясениям, гигантским цунами и извержениям вулканов. Даже два года спустя, когда пыль осела, химические реакции в верхних слоях атмосферы продолжали разрушать защитный слой озона, и солнечные лучи облучили все, что осталось в живых.

Сегодня ученые, получившие поддержку НАСА, на примере падения того астероида исследуют аспекты влияния на атмосферу Земли взрывов массы атомных бомб и рассчитывают вероятности наступления «ядерной зимы» и шестого массового вымирания планеты.

Исследование проводилось методом компьютерного моделирования на моделях Земли, соответствующих, по мнению ученых, временам падения астероида.

dinosaurextinction-crater.jpg

Один из исследователей, доктор Чарльз Бардин из Национального центра атмосферных исследований США, заявляет, что первоначальное разрушительное воздействие астероида было только началом проблем.

«Исчезновение многих крупных животных на суше могло быть вызвано немедленными последствиями воздействия, но животные, которые жили в океанах или под землей, могли спрятаться в воде, поначалу частично выжили, – говорит он. – Наше исследование поднимает историю планеты после первоначальных эффектов – после землетрясений, цунами и высоких вулканических температур. Мы хотели посмотреть на долгосрочные последствия выброса такого количества сажи в атмосферу и как эти последствия повлияли на оставшуюся живность».

Ранее ученые подсчитали, что падение астероида выбросило в атмосферу планеты около 15 млн тонн сажи. В новом исследовании, опубликованном в журнале «Труды Национальной академии наук», говорится, что это остановило фотосинтез растений, вызывая серьезные проблемы для всей жизни на планете. Средняя температура упала примерно на 28 градусов по Цельсию на суше и на 11 градусов в воде.

extinction10.jpg

В результате в это время вымерло более трех четвертей всех биологических видов, живших тогда на Земле, включая большинство динозавров.

Астероидный удар, известный как событие вымирания мела-палеогена (K-Pg), сделал фотосинтез невозможным примерно на 18 месяцев. Между тем сажа в верхних слоях атмосферы поглотила энергию солнца и нагрелась до 200 градусов Цельсия и выше.

Это привело к разрушению озонового слоя, который защищает жизнь на Земле от вредных уровней радиации, а также позволяет хранить огромное количество воды в стратосфере. Испарения в стратосфере из-за нагревания пыли усугубили ущерб, нанесенный  озоновому слою.

7j6tydkq-1468423642.jpg

Однако выпадение сажи в виде осадков очистило Землю, и через несколько месяцев жизнь начала возвращаться вместе с фотосинтезом.

Ученые не претендуют на стопроцентную точность своего моделирования, однако считают, что оно позволяет понять, что может произойти на планете в случае полномасштабной ядерной войны.

«Количество сажи, созданной ядерной войной, будет намного меньше, чем мы видели во время исчезновения K-Pg, – «утешил» доктор Бардин. – Но сажа все равно изменит климат подобным образом, охлаждая поверхность и нагревая верхнюю атмосферу, с потенциально разрушительными последствиями».