Вдыхание лунной пыли может привести к бронхиту и раку легких

Опубликовано: 30 Мая 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана
Вдыхание лунной пыли может привести к бронхиту и раку легких
© NASA

Не успело человечество как следует высадиться на Луну, чтобы всерьез и надолго – ведь длительные экспедиции туда пока лишь в планах и прожектах, а ученые уже пытаются проанализировать имеющиеся в распоряжении науки факты, чтобы спрогнозировать негативные варианты развития событий.

К примеру, как пишет Universal-SCI, в журнале американского географического союза GeoHealth опубликованы результаты новейшего исследования под названием «Оценка токсичности и повреждения ядерной и митохондриальной ДНК, вызываемые реагированием клеток млекопитающих на симуляторы лунного реголита».

В переводе с научного на человеческий группа фармакологов, генетиков и геологов выяснила, что лунная пыль может оказать серьезное влияние на легкие космонавтов.

Schmitt-covered-with-lunar-soil-small.jpg

Опасения, что лунная пыль может вызывать проблемы со здоровьем, впервые возникли во время миссий «Аполлон». Астронавты на своих башмаках и скафандрах приносили в командный модуль лунный грунт, и однажды после вдыхания такой пыли участник миссии «Аполлон-17» Харрисон Шмитт описал симптомы, сходные с сенной лихорадкой, включая чих, водянистые глаза и боль в горле.

Хотя симптомы быстро прошли, исследователи задались вопросом, каковы долгосрочные эффекты контакта с лунной пылью. На основе данных, что вдыхание земных образцов от пыльных бурь, вулканических извержений и угольных шахт может вызывать бронхит, свистящее дыхание, раздражение глаз и рубцевание легочной ткани, ученые предположили, что лунная пыль также может быть опасна.

moon_crater_nasa.png

Дополнительные риски обусловлены тем, что у Луны нет атмосферы, миллиарды лет ее поверхность бомбардировалась метеорами и метеоритами, в результате чего спутник Земли покрыт тончайшим слоем пыли, известным как реголит. Кроме того, Луна находится под постоянным обстрелом солнечного излучения, что электризует реголит, благодаря чему он прилипает к одежде космонавтов.

Для исследований ученые взяли настоящие образцы лунной пыли, проанализировали их состав и структуру и создали земной дубликат реголита, максимально соответствующий оригиналу.

Выявлено, что воздействие имитационной пыли вызывает значительное повреждение ДНК мышечных нейронов: погибает до 90% нейронов подопытных мышей, а человеческие легочные клетки повреждаются настолько, что впоследствии невозможно измерить нанесенный ДНК ущерб.

Как заявляет руководитель исследовательского проекта докторант из Школы медицины Университета Стоуни Брук Рэйчел Кастон, длительное воздействие лунной пыли может ухудшить работу дыхательных путей и легких астронавтов. Более того, заражение ею людей может увеличить риск более серьезных заболеваний, таких как рак:

«Если пребывание экспедиции на Луне будет предполагать недели, месяцы или даже дольше, – поясняет Кастон, – вероятно, не удастся полностью устранить эти риски».

До настоящего времени такая потенциальная опасность для здоровья в значительной степени игнорировалась космическими агентствами. Теперь же, с учетом новых данных, придется рассматривать в качестве рисков не только низкую гравитацию, радиацию или отсутствие атмосферы, но и наличие электростатически заряженной почвы со смертельно опасной лунной пылью.