• USD 367.5
  • EUR 419
  • RUB 5.58

Замедление скорости вращения Земли из-за глобального потепления может привести к непредсказуемым последствиям

Опубликовано: 26 Сентября 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Анализ данных о скорости вращения Земли, начиная с 720 года до нашей эры и заканчивая 2015 годом нашей, подтвердил опасения ученых, что планета системно замедляет свое вращение вокруг оси, отчего каждый день становится все более продолжительным на две тысячные доли секунды за столетие.

Согласно новому исследованию, результаты которого опубликованы в журнале «Труды Королевского общества» Великобритании, говорится, что замедление Земли может быть объяснено приливными явлениями, которые все более усиливаются благодаря увеличению водных масс из-за таяния полярных шапок и ледников.

maxresdefault (24).jpg

Команда ученых, состоящая из Лесли Моррисона (Международный астрономический союз), Ричарда Стивенсона и Кэтрин Хохенкерк, стремится выяснить, что вызывает изменения в ротации Земли. В конце концов, движение нашей планеты затрагивает почти все аспекты жизни – от смены времен года до приливов и отливов.

Чтобы изучить исторический период до начала атомного измерения времени, то есть до 1962 года, Моррисон и его коллеги объединили данные из астрономии, археологии, истории и геофизики. Используя гравитационные теории об орбитальном движении Земли вокруг Солнца, а также движении Луны вокруг нашей планеты, они вычисляли, когда и где в прошлом проходили солнечные и лунные затмения.

Затем они изучили археологические и исторические записи, связанные с затмениями. Эти записи включали все исторические источники, начиная от китайских, таких как древнейшая летописная хроника «Чуньцу», до переводов вавилонской клинописи на тысячах глиняных табличек, хранящихся в Британском музее.

p029ldc0.jpg

В итоге исследователи обнаружили несоответствие между своими гравитационными расчетами и тем, где и когда в истории человечества наблюдались затмения.

– Это несоответствие, – поясняет Моррисон, – является мерилом и показателем того, как вращение Земли менялось с 720 года до нашей эры по наши дни.

edu_rotate_large.png

По мнению ученых, в течение последних 2 700 лет на скорость вращения Земли воздействовали несколько геофизических факторов: снижение нагрузки от полярных ледяных шапок после последнего ледникового периода, которое слегка изменило форму Земли (и ее вращение); электромагнитное взаимодействие между ядром и мантией Земли; изменения среднего уровня мирового океана, которые влияют на скорость вращения.

Результаты исследования британских ученых прокомментировал их коллега, геофизик из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Института океанографии Скриппса Дункан Агнью: «Глобальное потепление вызывает активное таяние льдов и значительное повышение уровня моря и, безусловно, изменит скорость вращения Земли, хотя в очень малых пределах».

Тем не менее, команда из Британии считает, что дополнительные антропогенные факторы, воздействующие на скорость вращения планеты, могут кардинально повлиять на жизнь Земли, причем способами, которые еще предстоит выяснить.

hero@2x.jpg