Земные дождевые черви смогут выжить на Марсе?!

Опубликовано: 05 Декабря 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Ученые, и те люди, которые считают себя таковыми, чего только не исследуют, даже то, что общеизвестно и является причиной возникновения баек, анекдотов и насмешек. И этот случай может оказаться как раз из числа таковых. А может стать поводом для глубокого научного исследования.

В общем, как пишет портал Popular Science, некий голландский биолог из Университета Вагенинген по имени Вигер Вамелинк решил смоделировать ситуацию, как приживутся абсолютно земные дождевые черви в чужеродном грунте. Понятно, что доставка реальных образцов с Красной планеты в серьезных объемах сегодня вряд ли достижима, однако, к примеру, НАСА это нисколько не смущает – оно вполне легально продает эрзац, заменитель марсианской почвы, представляющий собой стерилизованную смесь породы с гавайских вулканов и пустыни Мохаве.

1200px-Phoenix_landing.jpg

Стоит такая подделка крайне недешево – центнер псевдомарсианского грунта обошелся голландскому выдумщику в 2 500 американских долларов, причем, чтобы собрать искомую сумму тот организовал краудфандинг – сбор средств.

После получения вожделенного материала Вамелинк вместе со своими коллегами создали имитацию Марса и внедрили в «его» почву несколько особей взрослых дождевых червей. Восторгу исследователей не было предела, когда выяснилось, что подопытные не только выжили, но вполне себе спокойно начали размножаться. «Это было намного больше, чем мы могли ожидать!», – заявил ученый.

ww.jpg

В целом, с массой допущений, открытие голландских ученых может иметь далеко идущие последствия. Роль дождевых червей в существовании экосистемы планеты Земля крайне недооценена – они как невидимые суперудобрители: перерабатывают мертвые растения и оживляют почву. Если бы колонистам Марса удалось запустить процесс их естественного размножения, можно было бы рассчитывать на вполне приличные успехи в сельском хозяйстве.

Примечательно, что это уже не первый подобный опыт деятельного ученого. В 2013 году Вамелинк уже покупал псевдомарсианский грунт и высаживал в него различные земные семена. Успешно прижились томаты, пшеница, кресс-салат, полевая горчица и некоторые другие культуры. Полученный урожай высевался снова в подражание естественному севообороту без вмешательства человека.

Следующим шагом исследователей была добавка в почву свиных фекалий, в попытке смоделировать ситуацию с попыткой удобрения марсианской почвы отходами жизнедеятельности человека.

matt-damon-martian.jpg

Другие ученые раскритиковали фекальные эксперименты своих голландских коллег. К примеру, профессор биологии из Флоридского технологического института Андрей Палмер заявлял: «Крайне маловероятно, что люди станут использовать фекалии для удобрения в любых условиях. Человеческие же фекалии – это ужасающий болезнетворный фактор, а насчет свиней – еще неизвестно, будут ли они вообще на Марсе».

Еще один фактор, который сводит к минимуму достоверность и даже адекватность исследований голландцев, заключается в том, что согласно анализу реальной марсианской почвы миссией Phoenix Mars Lander в 2008 году – грунт Красной планеты заражен перхлоратами – соединениями, которые негативно влияют на щитовидную железу и легкие человека. Так что, прежде чем заниматься культивированием марсианской целины, ученым придется решить вопрос с обеззараживанием почвы.

matt-damon-the-martian.jpg