Звезд с неба нахватали

Опубликовано: 18 Октября 2017 Автор: Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
Звезд с неба нахватали
ESO

Впервые в истории астрономии был обнаружен источник гравитационных волн, и казахстанские ученые из Астрофизического института им. Фесенкова приняли в этом непосредственное участие.

Гравитационный сигнал был зарегистрирован 17 августа 2017 года, через две секунды после него космическим телескопом Fermi была зафиксирована гамма-вспышка. Как только удалось обнаружить галактику-источник, были разосланы срочные сообщения во многие обсерватории мира, в том числе и в Тянь-Шаньскую высокогорную астрономическую обсерваторию.

Телескоп Карл Цейс 1000 (2).jpg

Сотрудники Астрофизического института Максим Кругов, Анатолий Кусакин и Инна Рева с помощью метрового телескопа «Карл Цейсс-1000» провели наблюдение оптического послесвечения, ассоциированного с полученным гравитационным сигналом. Это был казахстанский вклад в эпохальное астрономическое открытие.

1.jpg – Обнаружение гравитационных волн – это наимощнейший прорыв, – говорит инженер Астрофизического института Максим Кругов. – Это доказывает одну из теорий того, что происходит во Вселенной. Мы – один из винтиков в механизме международного сотрудничества. Главное – чтобы мы в этом механизме и оставались. Время одиночек ушло, сейчас работают группы ученых из разных стран. В наблюдении слияния двух нейтронных звезд было задействовано около 70 обсерваторий. Объект в галактике NGC 4993, правда, был для нас «низкий» – больше для южного неба. А работа в гамма-спектре – одно из постоянных направлений наших исследований. Приходит срочное сообщение со спутника – и любая программа прерывается, мы начинаем наблюдение нового объекта. Чем быстрее мы наведем телескоп на источник сигнала, тем больше получим фундаментальных знаний о том, что там происходит.