просмотров 1506

Что было бы, если бы исторический процесс доверили кочевникам?

Опубликовано: 13 Ноября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Что было бы, если бы исторический процесс доверили кочевникам?
©ЭК/Андрей ХАЛИН

На наших глазах происходит столкновение религий, политики проявляют явное бескультурье, заявляя, что можно высмеивать святые для верующих имена и символы. Это сталкивает между собой людей, и надо думать, как решать эту общую для всего человечества проблему, заявил Олжас Сулейменов, открывая в Алматы международную научно-практическую конференцию «Культура и религия на Великом Шелковом пути», прошедшую в онлайн-формате.

Мероприятие организовали Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО и Министерство культуры и спорта Республики Казахстан. Конференцию посвятили 80-летию известного казахстанского археолога и историка, академика Карла Байпакова, скончавшегося в 2018 году. Именно в истории нужно искать опыт взаимодействия культур, межконфессионального сотрудничества и веротерпимости, подчеркнул Олжас Сулейменов.

Карл Молдахметович был выдающимся представителем казахстанской фундаментальной науки, – заявил академик, директор Института археологии им. Маргулана Бауыржан Байтанаев. – В частности, он первым начал изучать историю древних городов на казахстанской части Шелкового пути, в том числе распространение по нему религиозных учений и культурных достижений.
В Казахстане выпустят сборник докладов участников форума молодых ученых
читайте далее
Никогда не было чистого кочевого общества, кочевники были полуоседлыми, полукочевыми, и городская культура всегда была неотъемлемой частью степной цивилизации. Равно как и государственность, которая исчисляется тремя тысячами лет, а городская культура – почти четырьмя тысячами! – отметил академик, доктор исторических наук Булат Кумеков, проработавший с Карлом Байпаковым более 50 лет. – Это Карл Молдахметович доказал на протогородах эпохи бронзы. Это тысячелетия истории городской цивилизации и урбанизации на территории Казахстана, в кочевом обществе! Вообще, подход к нему надо во многом пересматривать, кочевники обладали огромным потенциалом: военным, хозяйственным, культурным и духовным. Например, в кочевом обществе порядок и дисциплина были очень высокими, поэтому не было тюрем, воинских гарнизонов, которые бы подавляли население.

Исторический опыт кочевого общества и сегодня имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение, заметил историк. Оно, например, обладало глубоким экологическим сознанием, и если бы весь исторический процесс доверили кочевникам, то природа не переживала бы такого кризиса, с которым человечество столкнулось сейчас.

Олжас Сулейменов на экономическом базисе объединил темы исторической городской традиции и современных культурных и религиозных проблем: поэт заметил, что международная торговля, благодаря которой и возник Великий Шелковый путь, способствовала религиозной толерантности.

И это всегда актуально: широкая торговля избавляет от любой ограниченности, что культурной, что религиозной, – подчеркнул Олжас Сулейменов.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале