просмотров 2801

Эпоха Резонанса Ангелины Ершовой

Опубликовано: 11 Февраля 2017 Автор: Ержан АШИМ | Алматы
Эпоха Резонанса Ангелины Ершовой
Из архива Ангелины ЕРШОВОЙ

Любителей экспериментальной музыки радует новость о выходе нового альбома «Resonance Night» казахстанско-итальянского композитора, пианиста, продюсера и специалиста по новейшим звуковым технологиям Ангелины Eршовой. Информация об этом представлена в ряде мировых СМИ и, без преувеличения, является предметом обсуждения среди ценителей определенного музыкального формата во многих странах.

3.jpg Ныне живущая в Риме, Ангелина закончила в Алматы Республиканскую музыкальную школу им. Куляш Байсеитовой по классу дирижирования, а затем Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы по классу специального фортепиано, далее продолжила обучение на факультете электронной музыки и инновационных технологий Римской консерватории «Santa Cecilia». На сегодня она активно действующий композитор, работает на Государственном радио и телевидение Италии RAI и в Mediaset.

ооо9.jpg

У Ангелиной Ершовой удалось взять интервью, в котором она раскрыла интересные подробности, связанные с выходом альбома, международными и этно-казахскими проектами, а также с совершенно неожиданными направлениями ее творчества.

Нырнуть в рояль

– Альбом «Resonance Night», который дословно переводится как «Резонансная ночь», вышел 3 февраля 2017 года под эгидой римского лейбла экспериментальной электронной музыки Twin Paradox Records, – рассказывает Ангелина Ершова, – Его название передает образный смысл того, что вызывает и усиливает резонанс в восприятии человека, а также - отражает техническую характеристику, связанную с акустикой звука рояля и экспериментами в этом направлении.



– Из социальных сетей известно, что о выходе альбома было сообщено «на всех ведущих музыкальных платформах». Каких, интересно? 

– iTunes, Bandcamp, Spotify, Deezer, Amazon, Napster, Last FM, и другие. Также альбом активно выходит в эфир на радиостанциях Европы и Америки: BBC Radio 3 (Великобритания), RAI 3 (Италия), RTVE (Испания), Bayerischer Rundfunk BR (Германия), ORF.at (Австрия), Futuremusic Fm, 97.5 FM Braga (Канада), Radio Panik (Бельгия), Byte FM (Берлин), Radio Libertaire 89.4 (Париж), Radio Hannover 87.6 (Ганновер), Radio 1 91.1 (Прага), Eldoradio (Люксембург) и другие.

– Кто помогал вам в создании этого альбома и его сведении?

– Это мой второй экспериментальный фортепианный альбом, который я реализую и продюсирую полностью сама, – имею в виду как исполнение, аранжировку, сведение, так и микс и мастеринг альбома. Рояль был записан в Риме при музыкальной лаборатории «Mancini Pianoforti e Strumenti Musicali». Финальный же тест мастеринга альбом прошел в студиях Берлина.

ццц6.jpg

– Расскажите об идее альбома «Resonance Night».

– «Resonance Night» по своей идее является продолжением моего предыдущего альбома «Piano’s Abyss» (Фортепианная Бездна), выпущенного в марте 2016-го. В альбоме «Piano’s Abyss» основное внимание уделено расширению восприятия тембра рояля посредством синтеза звука. Представьте себе, что вы «нырнули» внутрь рояля и оказались в мире звуковых вибраций и, как маленький лилипут в стране гигантов, вы неожиданно очутились в новой реальности, где струны рояля как гигантские автострады а вибрация звука вызывает колебания и интерференцию, словно шаманские силы природы. Другими словами, я попыталась расширить психическое и физическое восприятие тембра рояля. Нужно учесть, что в альбоме используется электронный синтез инструмента, и ничего более. Этот релиз, думаю, удался на славу – альбому дали позитивную оценку на страницах ведущих журналов электронной музыки и искусства, таких как «Groov» (Берлин), «Gonzo Cirscus» (Бельгия), «Rockerilla» (Италия) «KindaMusic» (Голландия) и других, a на известном портале «Merchants Of Air» альбом вошел в тройку лучших альбомов экспериментальной электронной музыки 2016 года.

ццц4.png

Эксперименты с бездной

– Чем же стилистически и технически «Фортепианная Бездна» отличается от «Резонансной ночи»?

– «Resonance Night» для меня является принципиально новым этапом работы над синтезом звука рояля. Если описать образным языком, это словно погружение в ночной мир видимого и не видимого, «путешествие внутри вибрации струны», поиск новых тембральных и ритмических сочетаний и искажение реальности натурального рояльного звука. Струнное пиццикато, звук молоточков, шумовые эффекты, деформированные и синтезированные в новое звуковое качество, в данном случае составляют основную матрицу альбома. Также впервые в одном альбоме я смешиваю много жанров и стилей современной музыки, таких как Techno, Drone Music, Dаrk Ambient, Glich, джаз и классическая и экспериментальная музыка.


Согласно авторитетному мнению критиков, приведенному в известных музыкальных изданиях, эксперимент Ангелины Ершовой удался. Такие ресурсы как «Revue & Corrigèe» #110» (Франция), «Sonic Seducer» (Германия), «Chain D.L.K» (Англия) и другие сходятся во мнении, что «оригинальный саунд автора захватывает и интригует слушателя». Цитируемое выражение взято из известного итальянского журнала «Rokerilla #438». Кстати, в его новом выпуске, который выйдет в продажу 17 февраля, по словам Ангелины, можно будет прочитать интервью с ней на тему создания ее нового альбома. Заинтересованные читатели могут убедиться в космической глубине и беспредельности музыкальных композиций из нового альбома Ангелины Ершовой.

8.jpg

Через музыку к звездам

– Ангелина, в каких еще проектах отражается ваша любовь к экспериментам?

– В этом плане для меня очень интересен опыт работы в римском Планетариуме. Он связан с созданием нового формата – Аstroconcert.

– В чем его суть?

– Планетариум – это очень необычное место с точки зрения акустики и технических характеристик: круглый большой зал с высоким куполом и многоуровневой проекцией на куполе и по радиусу зала. Я очень люблю астрофизику и тайны космоса, поэтому Планетариум мне показался идеальным местом для реализации моей новой идеи, посвященной вибрациям космоса. В этом контексте впервые в 2008 году я представила свой первый мультимедийный спектакль «Stellar Vibrations». Там же я встретила Stefano Giovanardi – астрофизика и ученого, популяризатора. Я предложила ему сотрудничать, и вместе мы разработали новый арт-формат под названием «Astroconcert». Мы сделали около десяти спектаклей, которые были успешно представлены зрителю как в самом римском Планетариуме, так и на других международных арт-площадках. Сейчас мы работаем над созданием нового Астроконцерта, который будет посвящен теме гравитационных волн. Астрофизика является для меня одним из важных источников вдохновения. Это то, что мне позволяет оторваться от материального мира и заглянуть в будущее.



– А есть другие проекты, выходящие за рамки купола римского Планетариума и границ Италии, – в формате международных фестивалей? 

– Mне нравится участвовать в фестивалях, в особенности это очень полезно для обогащения профессионального опыта, но должна признаться, что тщательно отбираю предложения, так как у меня много времени занимает работа в студии, разработка и реализация новых идей. Последний такой невероятный опыт участия в международном контексте я получила в Тронхейме – Норвегия, на биеннале современного искусства и новейших технологий Meta.Morf. Это престижный фестиваль мирового уровня, в котором участвуют артисты многих стран. Основная тема этого года была посвящена космосу: «Nice to be in orbit». Уникальность этого опыта для меня состоит в том, что на меня вышли через Интернет. Прослушали мою страницу на платформе Soundcloud и все, что было доступно онлайн, посмотрели видео с моими астроконцертами, и написали письмо с приглашением на участие в фестивале и проведении мастер-класса по композиции для студентов NTNU (Норвежский университет науки и инновационных технологий). Я подготовила программу на четыре дня с финальным концертом. Workshop назывался «Composing while improvising – Sound and Space». Я была приятно удивлена динамизмом и креативностью участников. Мы работали с утра до вечера, процесс был насыщенным и плодотворным. Должна признать, что инновационный технологичный контекст фестиваля дал мне мощный творческий импульс для развития новых идей.




Шаман и пустотность пространства

– Вас в мировой прессе называют казахским музыкантом и композитором. Вы привыкли к тому, что вас так представляют? 

– Я родилась и получила образование в Казахстане, вот уже более десяти лет живу в Италии и продолжаю много путешествовать по миру. В какой-то степени я себя считаю кочевницей. Без сомнения, казахская культура сыграла огромную роль в моем творческом формировании. Я училась в школе имени Байсеитовой, затем в Алматинской консерватории. Mой учитель по композиции Бахтияр Aманжол познакомил меня с выдающимися представителями казахской инструментальной традиции. Именно здесь, слушая и вбирая «музыкальный этнос степи», я для себя открыла многоуровневость и самобытность казахской традиционной музыки. 

– Считаете ли вы себя патриоткой Казахстана?

– Думаю, да. Есть некая тесная энергетическая связь с этой землей. Мое внутреннее мироощущение сильно связанно с природой Kазахстана: степью, горами, «пустотностью пространства», а так же с тенгрианским культом шаманизма. Как из песни слов не выкинешь, так и для меня духовные ценности этой культуры и по сей день важны.

– Интересно, как отражается шаманская тема в вашем творчестве?

– Три года назад я написала экспериментальное электронное произведение «Shaman’sWires» (Cтруны шамана) для Hyper-cello (приготовленной виолончели), голоса (горловое пение) и ударных инструментов.

5.jpg

– Что послужило причиной рождения произведения. Шаманское озарение?

– Все началось с того что у меня появилась одна безумная идея: посредством электронного синтеза звука виолончели создать принципиально новое звучание, по тембральной характеристике схожее с казахским инструментом кыл-кобыз. Другими словами – взглянуть на европейский инструмент (виолончель) через призму архаичного прошлого. Во время исполнения произведения на международном фестивале электронной музыки EMUFest 2014 в Риме эта «мутация» тембра виолончели произвела невероятное впечатление на слушателей. Никола Барони (виолончелист) играл очень вдохновенно, как будто воссоздавая ритуал шамана – это было очень сильно и по-новому.



– Есть ли у вас произведения с казахским национальным колоритом, написанные для оркестрового исполнения?

– На 70-летие Казахской национальной консерватории имени Курмангазы ее ректор – профессор, народная артистка РК – Жания Аубакирова обратилась ко мне с предложением исполнить что-то масштабное, с оркестром. Для меня было большой честью поучаствовать в этом важном мероприятии. Произведение, которое я привезла в Казахстан, называется «Номад». Оно раскрывает дух кочевого народа, название говорит само за себя.

7.jpg

Произведение было написано для народного оркестра, фортепиано и терминвокса – инструмента, звук которого обрабатывался посредством особенного электронного синтеза, создавая тембрально богатые звуковые краски в реальном времени. Звук терминвокса был объемным и гармонично дополнял оркестровую ткань.



– Можно ли назвать это произведение «евразийским»?

– Думаю, да. Элементы европейского и азиатского, без сомнения, позволили создать новый уникальный стиль. Очень точно сказал в свое время Бахтияр Aманжол: «произведение объединяет традиции казахской и европейской музыки, плюс инновационный подход – в результате получился очень интересный синтез».

ооо552665_516341178394417_1135398171_n.jpg

– Известно, что Бахтияр Аманжол является для вас не только Учителем с большой буквы, но и одним из выдающихся композиторов Казахстана наших дней. А можете сказать, какие еще композиторы современности вам импонируют?

– Мне нравится загадочное и таинственное очарование в музыке Дьердя Лигети, люблю концептуальность Арво Пярта, легкость звучания Оливье Мессиана, эпатаж Джона Кейджа, атмосферную медитативность в музыке Брайана Ино и богатство красок в оркестровках Джона Уильямса. Есть много интересных современных композиторов, которые, на мой взгляд, внесли огромный вклад в развитие современной музыки, но думаю, только время является основным «цензором» их творений!


Читайте также
Казахстанская пулитцеровская
В 12-й раз состоялось вручение премии имени Геннадия Толмачева.
1180 0 0
В полку толмачевцев прибыло
Почетные звания лауреатов премии имени известного казахстанского журналиста и...
1541 0 0
Называем соискателей
Как сообщалось, в начале этого года наша газета в 12-й раз объявила конкурс на...
1900 0 0
Смехом наружу
Казахстанский режиссер Аскар Бисембин, которого часто сравнивают с советским...
1370 0 0