Алматинская художница Нина Терлецкая заняла первое место на Международном выставочном конкурсе современного портретного искусства Portrait Art Festival International, организованном в Москве и Санкт-Петербурге Всемирным фондом искусств совместно с Европейским художественным союзом.
Времена года и лики святых
– Нина, какая работа принесла вам победу?
– «Маленький портрет маленькой Пчелы». Это портрет дочки моих добрых друзей – художников из Новосибирска. Кстати, девочка сделала мне чудесный ответный подарок – нарисовала мой портрет!

"Маленький портрет маленькой Пчелы"
– У вас уже был до этого опыт участия в подобных конкурсах?
– ArtPortrait Festival проходит четыре раза в год в рамках Международной недели искусств. Я участвовала в зимнем конкурсе в Москве, в ЦДХ двумя работами в номинации «Современные формы – портрет-тип» с работами «Весна» и «Осень», которые заняли второе и третье места. Это стилизованные женские портреты из моей серии «Времена года». Интересно, что «Весна», хоть и не заняла первое место, но стала эмблемой весеннего Международного конкурса портретного искусства.

"Осень"
– В каких еще конкурсах вы участвовали?
– Зимой этого года в Центральном Доме художника Москвы в рамках недели искусств «Поговорим о прекрасном» проходила «Рождественская выставка» галереи «Меркулов», в которой я участвовала с диптихом «Матерь» и «Крест» из серии «Регенерация» по роману Антона Митнева. Работы получили второе место за изображение ликов святых, а после выставки были переданы в дар подмосковной православной гимназии «София» (г. Клин), где, как мне кажется, обрели себе достойный дом.
Художник или биолог?
– В информации о конкурсе говорится, что в его рамках проводятся мастер-классы и лекции от ведущих портретистов и лауреатов международных конкурсов по портретному мастерству. Удалось вам поучаствовать в них?
– Увы, в Питер поехать не получилось – летом у биолога много работы, поэтому отправила фото картины для заочного участия.
– Так вы биолог по профессии, а не художник?!
– Я кандидат биологических наук и работаю ведущим научным сотрудником в Институте биологии и биотехнологии растений. Руководитель нескольких грантовых проектов...

"Бабочки"
– Каких например?
– Например «Изучение устойчивости фотосинтетического аппарата мягкой пшеницы (T. aestivum L.) и ее диких сородичей к абиотическим стрессам in vivo и in vitro».
– Вот это название! Как можно с такой деятельностью совмещать живопись, причем занимать первые места в международных конкурсах? Вы учились ремеслу художника?
– Я рисую всю жизнь. Хотя когда-то юношеский максимализм не позволил мне выбрать живопись основной профессией. Я, окончив в 1987 году агрономический факультет ОмГАУ, параллельно с основным дипломом получила на факультете общественных профессий квалификацию «художник-оформитель». И сейчас, помимо профессиональной научной деятельности, занимаюсь живописью, иногда графическим дизайном, провожу мастер-классы по живописи, иллюстрировала казахстанские журналы «Мир детства», «Женщины Восток-Запад», «Эксклюзив»...

"По синей воде"
– Было ли желание выбрать что-то одно?
– Полностью уйти «на тропу художника»? Но я люблю и свою научную работу, она мне интересна... Ох, эта вечная проблема выбора! Вот, кстати, хорошее (не мое) стихотворение на эту тему:
Один человек
мог получить все,
что только есть в мире.
Но так и не выбрал,
как буриданов осел,
справедливо полагая,
что человеку
нужно лишь то,
что действительно интересно.
А от остального
только лицо
треснет.
(Катя Че)
Голод и вкусняшки
– Нина, есть расхожее выражение «художник должен быть голодным». Согласны ли вы с этим?
– Если голод – это стимул создать шедевр, чтобы заработать на этом на хлеб, если качество хлеба определяется качеством шедевра – то, наверное, да, – периодически должен. Но, мне кажется, «голодный художник» сегодня – это все-таки метафора, в это понятие вкладывается творческий голод: поиски новых сюжетов, средств самовыражения, ненасытность в желании творить. И в этом смысле «голодный художник» – явление постоянное.
– Что же вас все-таки кормит с финансовой точки зрения? Живопись или научная деятельность?
– Конечно, кормит меня эта работа. Когда она есть. Ибо наука у нас сегодня имеет преимущественно грантовое финансирование. Есть грант – есть зарплата. Тогда все остальное – дополнительные вкусняшки. Но случаются обстоятельства, когда кормят и «лечат» профессиональные навыки художника, дизайнера, оформителя.

"Девочка из Орлеана"
– Активно ли вы участвуете в выставочной жизни алматинского галерейного пространства?
– С 2006 года я участвовала в ряде групповых и провела три персональные выставки своих живописных работ в галереях Алматы.
– Часто ли ваши картины приобретают коллекционеры?
– Насколько часто – сложно сказать, но приобретают. И они находятся в частных коллекциях России, Казахстана, Узбекистана.
– Значит, ваше имя пока известно знатокам и любителям живописи только постсоветского пространства?
– Не только. Мои работы опубликованы в немецком журнале Ostwind (2011 г.) и в международном сборнике International Contemporary Art в 2015 году.
– А где был издан сборник?
– В Греции – для Европы, и в Америке – для стран этого континента.

Эта работа заняла третье место в номинации "Портрет-тип", а весной стала эмблемой Международного конкурса портретного искусства
Менталитет и счастье живого человека
– На ваш взгляд, есть ли разница между российскими и казахстанскими художниками?
– Разницу между российскими и казахстанскими художниками я оценивать не берусь – пусть этим занимаются искусствоведы. У меня есть друзья, знакомые, причастные к этой сфере в разных странах, они талантливы, интересны, и я учусь у них, насколько могу, хоть чему-нибудь...
– А есть ли у вас так называемый казахстанский менталитет? Если да – в чем он выражается?
– Что означает менталитет? Я здесь родилась, выросла, думаю, что мышление у меня казахстанское. Я люблю эту землю и этих людей. Вот в начале мая мы со Светой Цой и Балхией Мухамеджановой провели выставку в Атырау – с казахстанскими пейзажами, цветами – «Со-творение весны»...

"Утро в горах"
– Можете ли вы сказать, что вы – счастливый человек?
– Я не знаю. Сегодня – да. А вот позавчера, например, меня накрыла совершенно ужасная тоска, полная бессмысленностью и бездарностью моего существования… И горе, и неприятности – все бывает... Живой же я человек пока.
– И на какие темы любит писать живой человек?
– Я люблю писать портреты, мне интересны люди, их эмоции, их мысли, их взаимодействия... Иногда это реализм, чаще – некая стилизация, обобщение характеров, просто настроение, которое может быть у любого человека.
