просмотров 1827

Потерянный рай

Опубликовано: 21 Апреля 2016 Автор: Ержан АШИМ | Алматы
Потерянный рай
© Ержан АШИМ

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева начала работу выставка «Паула Модерзон-Беккер и художники Ворпсведе», представляющая одну из наиболее значительных глав истории немецкого искусства.

Помимо директора музея Гульмиры Шалабаевой на церемонии открытия  выставки с речами, освещающими ее концепцию, выступили атташе по вопросам культуры, прессы и экономики Генерального консульства Германии Рабан Рихтер, директор казахстанского Гете-института Барбара фон Мюнхаузен и специально приехавшая в Алматы по случаю такого события директор германского Института развития связей с зарубежными странами Урсула Зайлер-Альбринг (в прошлом министр иностранных дел Германии (1991–1994), посол Германии в Австрии, Болгарии и Венгрии).  

У микрофона Урсула Зайлер-Альбринг. Слева Рабан Рихтер и Барбара фон Мюнххаузен.jpg

У микрофона Урсула Зайлер-Альбринг. Слева Рабан Рихтер и Барбара фон Мюнххаузен


Эльфийская сага

Экспозиция, состоящая из более чем 60 рисунков и гравюр жителей коммуны Ворпсведе, а также документальные фотографии поведали посетителям выставки потрясающую историю об обретенном и потерянном рае легендарных художников. Трагические судьбы Паулы Модерзон-Беккер и Генриха Фогелера являятся не только яркими страницами в летописи немецкого искусства XIX–ХХ веков, но и символом стремления всего человечества к созданию идеального общества.

2.jpg

В 1889 году в деревушке Ворпсведе на Чертовом болоте, что в Нижней Саксонии, в 18 км от Бремена, поселились молодые творческие личности и образовали сообщество художников. Ворпсведе стал родиной для многих немецких импрессионистов и экспрессионистов, которые посвятили свое творчество первозданной природе этого отдаленного края, его людям и их патриархальному образу жизни.

Паула Модерзон-Беккер «Портрет Райнера Мария Рильке» 1906 г.jpg

Здесь творили художники Отто Модерзон, Фриц Макензен, Ганс ам Энде, Фриц Овербек и Генрих Фогелер, писатели Томас Манн, Манфред Хаусман, поэт Райнер Мария Рильке и многие другие. Рильке стал автором первой монографии о творческих личностях Ворпсведе, в которой писал: «Это странная земля... Там начинается небо, неописуемо изменчивое и огромное. Оно отражается в каждом листке. Кажется, все предметы заняты им».

Генрих Фогелер.jpg

Интересно, что самый молодой  из художников, Генрих Фогелер, увлеченный поисками путей воплощения идеалов справедливого общества и так называемого города-сада, в 1906 году совершил путешествие на Цейлон, а в 1909-м побывал в Англии.

Творческие люди не только наслаждались идиллическим образом жизни в своем зачарованном эльфийском мире, но и вдохновенно трудились над созданием живописных и графических работ, разрабатывая известные и создавая собственные концептуальные направления. Их девизом было: «Долой академии, учителей и профессоров! Наш учитель – природа. В согласии с этим нам и надлежит действовать!».

На обложке издания - работа Генриха Фогелера Черный Дрозд.jpg

В середине 1890-х после ряда выставок в крупнейших художественных центрах Германии к обществу художников Ворпсведе пришел первый успех.

В нее все влюблялись

На стыке веков в идиллическую деревню стали приезжать другие художники, а также писатели. Среди последователей и учеников мастеров живописи была Паула Беккер (08.02.1876 – 20.11.1907), чье желание освоить профессию художника стало вызовом для общества того времени. Ей суждено было стать предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Беккер рассматривала как альтернативу  французскому модерну.

Паула Модерзон-Бекер Девочка с кошкой в берёзовом лесу.jpg

Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В Бремене она впервые занялась рисованием. Но поскольку женщинам в государственную академию искусств поступить было невозможно, Паула с 1896 года посещала частную школу живописи и графики в Берлине.

Она занималась у Фрица Макензена, который основал коммуну в Ворпсведе вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овербеком и Генрихом Фогелером. «В нее все влюблялись», – так вспоминал о ней Райнер Мария Рильке.

Занимаясь поисками некой романтической идиллии, художники направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии.

Паула Модерзон-Бекер Крестьянка псущая гусей.jpg

Вскоре Пауле Беккер захотелось выйти за рамки ландшафтной живописи. Будучи в Париже, художница испытала влияние работ Поля Сезанна и Поля Гогена, что вдохновило ее на создание новых форм. Темами работ Беккер преимущественно стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски художница наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы Беккер рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования.

Также ее тяготила зависимость от своего учителя Отто Модерзона, с которым она вступила в брак в 1901 году. С ее полотен постепенно исчезают землистые цветовые гаммы, цветовая палитра становится светлее (например, «Сидящая девушка, позирующая с цветком», 1907 год), контрасты становятся более четкими.

Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной  и более выразительной. Примером тому может послужить всемирно известный портрет Рильке. Также Паула Модерзон-Беккер черпала вдохновение из  художественного языка древнеримского и древнеготского  искусства.

Почтовая марка в честь П. Модерзон-Бекер.jpg

Все-таки в 1907 году Отто Модерзон увез свою беременную жену из Парижа обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после рождения ребенка она умерла там в возрасте 31 года от закупорки кровеносных сосудов.

Предвестница немецкого экспрессионизма получила международное признание лишь  после смерти. При жизни у нее было куплено всего лишь три из более чем 400 созданных ею картин. 

Судьба Прометея

Уроженец Бремена Иоганн Генрих Фогелер (12.12.1872 – 14.06.1942) был самым молодым среди художников Ворпсведе.  

Генрих Фогелер. Дом с названием «Баркенхофф», ставший центром движения художников Ворпсведе.jpg

В 1895 году Генрих Фогелер приобрел дом с названием «Баркенхофф». Перестроенный им в стиле модерн, дом стал центром ворпсведского движения художников. Простая сельская жизнь и пейзажи северной Германии вдохновляли писателей: его друга Райнера Мария Рильке (чьей супругой впоследствии стала обитательница Ворпсведе скульптор Клара Вестхофф) и Манфреда Хаусмана.

После Первой мировой войны, с которой Фогелер соприкоснулся будучи военным художником на Восточном фронте, он вернулся назад в Ворпсведе, переполненный идеалами революционных проповедников мира и социальных реформаторов Льва Толстого, Михаила Бакунина и Петра Кропоткина: «Война – чудовищный грех, кровавая вина всех нас. Искупить ее можно лишь посредством социализма».

Он пишет знаменитое письмо кайзеру Вильгельму, протестуя против Брестского мира, считая его грабительским. За что власти определяют его в сумасшедший дом.

Ноябрьская революция 1918 года в Германии привела Фогелера в Совет рабочих и солдат – он вступает в компартию. Революция скоро потерпела крах, а Фогелер основал в Баркенгоффе рабочую коммуну. Но она просуществовала недолго. В 1923 году хозяин подарил свое имение детям политзаключенных, а позже уехал в СССР.  

Приход к власти в 1930-х годах национал-социалистов разделил германское общество, в том числе и обитателей коммуны Ворпсведе. Гитлеру понравилось стремление ворпсведцев к возрождению национальных традиций. Он лично побывал у них и организовал им регулярную финансовую поддержку. Некоторые художники стали членами партии и поддержали новый режим, тем самым испортив репутацию колонии в послевоенное время. Например, Фриц Макензен, не разделявший высокие идеалы Генриха Фогелера, открыто симпатизировал правым.

Генрих Фогелер. Иллюстрация к книге Оскара Уайлда.jpg

«Советско-германский пакт Молотова – Риббентропа или, как его называют в западной печати, Сталина – Гитлера, с последующим разделом Польши Советским Союзом и Германией приводит в замешательство немецких антифашистов. Антинацистская пропаганда в СССР была свернута и запрещена. Фогелер оказался между двух огней. В Германии его имя как врага рейха было внесено в списки СС, – сообщает Грета Ионкис в своем труде «Генрих Фогелер: зигзаги судьбы». – А в 1941 году НКВД репрессирует и депортирует Генриха Фогеля в карагандинские степи, где один из выдающихся художников современности, чьи работы украшали многие музеи и художественные салоны Европы, бродил в поисках пропитания по забытой богом деревушке, известной как колхоз имени 1 Мая, Фогелер тяжко занемог. Вещи, которые можно было выменять на хлеб, кончились. Вначале он брал в долг у хозяев, соседей, затем стал просить милостыню. Денежный перевод из Москвы от друзей пришел лишь в начале мая. Он смог раздать долги: последнее утешение для честного немца перед смертью».

Генрих Фогелер, который, по словам Р. М. Рильке «помогал каждой розе доползти по стене до того места, где ей хорошо улыбаться и жить», оказался не в состоянии помочь себе. Он умер в селе Корнеевка ныне Бухар-Жырауского района Карагандинской области. Оставшийся «мешок с картинами» был переправлен Ворошиловским РО НКВД его сыну Яну в Москву. По описи было 36 рисунков. Ян Фогелер – боевой разведчик и будущий профессор МГУ, сохранил и письма своего отца, которые неоднократно публиковались.

Славному сыну Ворпсведе, немецкого народа и всего человечества Генриху Фогелеру, являющемуся бессмертным символом величайшей веры в гуманизм и верности идеалам справедливого общества, благодарные потомки в  1999 году установили памятник перед зданием областного немецкого центра «Wiedergeburt» в Караганде. Авторами монумента являются художники Марат Джунусов и Анатолий Билык.

13_960.jpg

28 августа 2015 года в селе Корнеевка на могиле Фогелера при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в Астане состоялось открытие памятной плиты.

«Его искусство – прежде всего восторженное, блаженное предсказание этой действительности, и все сказки из его толстого старого альбома начинаются словами: «Однажды будет...». Рисунки и гравюры, вполголоса и шепотом, возвещают грядущее. И позднее, в картинах, благодарная зрелость празднует свершения своей жизни. Вот истинное содержание его искусства. А еще художника занимают воспоминания прошлых дней или грезы, таинственные в его пересказе, словно сказки. Этому сопутствуют неустанные поиски новых форм, позволяющие все точнее и точнее до малейших нюансов выразить переживания», – с любовью раскрывает творчество Генриха Фогелера друг художника поэт Райнер Мария Рильке.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Казахстанская пулитцеровская
В 12-й раз состоялось вручение премии имени Геннадия Толмачева.
1618 0 0
В полку толмачевцев прибыло
Почетные звания лауреатов премии имени известного казахстанского журналиста и...
2288 0 0
Называем соискателей
Как сообщалось, в начале этого года наша газета в 12-й раз объявила конкурс на...
2861 0 0
Смехом наружу
Казахстанский режиссер Аскар Бисембин, которого часто сравнивают с советским...
1624 0 0