просмотров 46039

Звуки Муз

Опубликовано: 13 Апреля 2016 Автор: Ержан АШИМ | Алматы
Звуки Муз
© Ержан АШИМ
На днях в Алматы прошло одно из самых интересных событий культурной жизни Казахстана – VI Международный фестиваль новой музыки «Наурыз-XXI», на площадках которого в исполнении замечательных коллективов прозвучали произведения выдающихся композиторов мира, а также прошли мастер-классы от известных авторов.

От классики до авангарда

В фестивале приняли участие композиторы и исполнительские коллективы из Казахстана, Австрии, Германии, Франции и России.

Фестиваль «Наурыз-XXI» регулярно проводится с 2004 года. Уже 12 лет он остается единственным в своем формате: в исполнении лучших отечественных и зарубежных музыкантов в Алматы звучат лучшие образцы новой академической музыки в самых разных стилях – от авангарда до классических симфоний.

DSC_0105.jpg

Помимо концертов в залах Казахской национальной консерватории имен.и Курмангазы при поддержке Гете-института и фонда «Самурык-Казына» были организованы мастер-классы и лекции от мэтров композиции и исполнительского мастерства.

Дирижер Фёдор Леднёв и Студенческий оркестр КНК имени Курмангазы.jpg

Звездами фестиваля были композиторы Жамиля Жазылбекова (Казахстан – Германия), Антон Сафронов (Россия – Германия), казахстанцы Бактиар Аманжол, Санжар Байтереков, Айгерим Сеилова, Рахат-Би Абдысагин, дирижер Федор Леднев (Россия), Студенческий оркестр КНК им. Курмангазы, ансамбли современной музыки FreDo (Австрия), «Игеру» (Казахстан), Сергей Чирков (Россия).

Композитор Санжар Байтереков.jpg

«Позорно не знать…»

Музыковед Валерия Недлина и ректор консерватории Жания Аубакирова.jpg

– Скажите, пожалуйста, почему фестиваль именно «новой музыки»? – был задан вопрос ректору консерватории, известной пианистке, лауреату и дипломанту многих международных конкурсов Жание Аубакировой.

– Потому что эта музыка отражает современный мир вокруг нас, новое мышление, она написана в конце XX – начале XXI веков и исполняется теми же классическими инструментами, но выражается новыми языком и приемами. Может быть, новая музыка у нас не так легко воспринимается даже нами, профессиональными музыкантами, а в Европе она – двигатель концертной жизни.

– Жания Яхияевна, кто у нас в Казахстане, кроме тех, кто участвует в фестивале, является, по-вашему, композиторами, пишущими так называемую новую музыку?

– Это Куат Шильдебаев, Тимур Нильдекешев, Владимир Стригодский-Пак и другие.

После беседы с Жанией Аубакировой было интересно полюбопытствовать в Интернете насчет новой музыки. Как оказалось, к ней относят много направлений: от панк-рока до неоклассики. А в одном интернет-форуме, объединяющем современных композиторов и классических музыкантов, еще в 2005 году появилась удивительная информация, согласно которой имя Жамили Жазылбековой находится в десятке выдающихся композиторов современности:

«Можно подумать, Шнитке и Губайдулина – последний пик моды. Это уже классика ХХ века, не в меньшей степени, чем Свиридов… Действительным авангардом сейчас являются Сальваторе Шиарино, Адриана Холски, Владимир Тарнопольский, молодые: Матиас Пинчер, Йорг Виддман, Вадим Карасиков, Сергей Невский, Жамиля Жазылбекова (перечисляю тех, чью музыку слышал сам). И это, мягко говоря, позорно для современной культурной ситуации в России, что академические музыканты не знают этих имен».


Мнение композиторов

За роялем композитор Бактиар Аманжол.jpg

– Как часто вы принимали участие в концертах, где исполняли вашу музыку? – спросил я известного композитора Казахстана, пишущего новую музыку, Бактиара Аманжола, чье произведение «Новая пьеса» прозвучало на открытии фестиваля:

– Самые ближайшие к этому времени концерты за рубежом были в Польше и Кыргызстане, а здесь, в Алматы, был концерт «Новая музыка для кобыза-примы», в котором воплотилась концепция развития этого инструмента. В нем приняла участие моя жена – известная кобызистка и композитор Гульжан Аманжол.

– Каков, по-вашему, уровень «Наурыза-XXI»?

– Довольно-таки высокий. В нем приняли участие сильные композиторы и музыканты. Заслуживает похвалы организация технических сторон мероприятия, за что хочется выразить благодарность всем, кто внес в нее свою лепту, особенно Санжару Байтерекову. Также хотелось бы отметить его произведение «Круги Морая», которое исполнили на фестивале.

Композитор Антон Сафронов.jpg

– Как вы находите музыку Рахат-Би Абдысагина? Является ли она неким распиаренным трендом композитора, который совсем еще юн (ведь он 1999 года рождения), или она представляет серьезное явление? – был задан вопрос российско-германскому мэтру Антону Сафронову, которого в одном казахстанском СМИ назвали «кумиром молодых композиторов».

– У Рахат-Би, несмотря на его юный возраст, музыка с развитым и интересным мышлением. Мне она понравилась, как и все, что я услышал на фестивале.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Казахстанская пулитцеровская
В 12-й раз состоялось вручение премии имени Геннадия Толмачева.
6722 0 0
В полку толмачевцев прибыло
Почетные звания лауреатов премии имени известного казахстанского журналиста и...
5002 0 0