просмотров 1187

Наша земля – Дар-аль-Харб

Опубликовано: 26 Июля 2018 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Астана
Наша земля – Дар-аль-Харб
Абай с сыновьями / Егемен Қазақстан

Недавно по заказу национального бюро переводов готовила курс видеолекций по книге Карен Армстронг «История Бога: четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе». Одна из лекций посвящена ситуации в мусульманских странах в XIX–XX веках, духовным поискам мусульман в период доминирования Запада и колонизации. По мере возможности добавляла в лекции материалы, связанные с нашим регионом.

Каким был ислам в казахской степи в XIX веке? На этот счет есть совершенно разные мнения. Чокан Валиханов в статье «О мусульманстве в степи» писал:

Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами (казахами) еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения. У нас в Степи период двоеверия...

Валиханов писал это, резко осуждая поддержку российским правительством насаждения ислама татарскими муллами в Степи. Насколько это мнение объективно? Или оно носит полемический характер?

Доктор исторических наук Назира Нуртазина же считает:

Исламизация территории Казахстана началась и завершилась в эпоху средневековья. Вместе с тем, можно утверждать, что исламизация продолжается до сегодняшнего дня, имея в виду то, что в истории страны неоднократно были периоды деисламизации, повторной исламизации или ренессанса ислама и т. д. Ислам степной.jpg

Исследователь мифологии Серикбол Кондыбай считал, что идеологическая база Казахского ханства была создана за сто лет до его основания, в XV веке, когда на Мангыстау и Устюрте в тесном общении исламских проповедников, суфийских пиров и т. д. традиционное духовное наследие наших предков было переформатировано в новом духе, создан так называемый степной ислам.

Как бы то ни было, младший современник Чокана Абай Кунанбаев получил воспитание в исламском духе. В тот период многие состоятельные люди приглашали в свои аулы мулл в качестве учителей, открывали в аулах школы. Абай был мусульмански глубоко образованным человеком. 38-е Слово назидания трудно понять неподготовленному человеку, настолько оно насыщенно теологической терминологией и погружено в богословский контекст. Для желающих в списке дополнительной литературы мы даем ссылку на статью современного абаеведа Султана Ибраева, анализирующего этот сложнейший текст Абая.

ислам картина.jpg

Возвращаясь к теме нашей лекции – ислам в эпоху доминирования европейской цивилизации и колонизации, позиция Абая по вопросу четко выражена в 25-м слове. Это то самое слово, в котором Абай призывает учить русский язык.

Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами.

Таким образом, Абай не абсолютизирует русский язык, а объясняет, что благодаря нему казахи, как и русские, смогут получить доступ к мировой культуре, достижениям других народов. В то время это действительно был по сути единственный путь.

Степной ислам.jpg

Абай также говорит о том, чтобы «избежать пороков русских». В казахском оригинале здесь слово «зарар», в современном языке означающее «вред, ущерб». Такое понимание, пожалуй, более точно: Абай скорее имел в виду, что знание русского языка позволит оценить достоинства и недостатки нового образа жизни, избежать «унижения никчемных просьб», неравенства в общении с колониальной администрацией. И очень важный момент. В этом же Слове, в начале он пишет: 

Наша земля – Дар-аль-Харб...

«Дар-аль-Харб» − это важный исламский концепт, означающий «территория войны». Мусульмане со времен Пророка различали Дар аль-ислам – территория ислама, дар аль-куфр − территория неверия, Дар ас-сульх – территория мира, т.е. неисламские страны, с которыми заключен договор о мире и ненападении. Дар-аль-Харб обозначает территории, граничащие с исламскими, лидеры которых призывают принять ислам, а также территории, которые были исламскими, но захвачены иноверцами. В XIX веке мусульмане Индии и Алжира считали свою родину Дар-аль-Харб, призывали к джихаду – освобождению от власти неверных. Ставился также вопрос о том, что мусульмане должны покинуть (хиджра) захваченную иноверцами территорию. Таким образом, рассуждения Абая вполне вписываются в контекст размышлений в других колонизированных мусульманских странах.


Читайте также
Бай и небесное изобилие
«Бай» в древнем понимании – человек, наделенный особой связью с высшим миром, носитель бла
2678 0 0
Мэтры враждебные
«Казахфильм» и акимат ведут борьбу за земельный участок
336 0 0
Теплый город, что вечно в седле
Это о «температуре» человеческого общения, отношении друг к другу и к родному городу, а мо
3254 0 0