просмотров 2640

«Акиматизм» в искусстве

Опубликовано: 10 Ноября 2020 Автор: Даурен ЧЕХИ | Алматы
«Акиматизм» в искусстве
Валерия Ибраева / esquire.kz

Время от времени появляются «творения», вызывающие общественный скандал, и привлекающие к себе внимание своей, мягко говоря, неуклюжестью. Об этом и других вопросах творчества наша беседа с признанным искусствоведом в Казахстане и за рубежом Валерией Ибраевой.

Валерия Ибраева (страница в Фейсбуке):

«Сегодня обсуждают памятник Кунаеву, отличающийся жуткими диспропорциями и гигантоманией. И я вспомнила ужас, охвативший меня на подступах к Измиру. Ужас был вызван титанических размеров монументом, изображавшим Ходжу Насреддина. Фотографировать пришлось на полном скаку, из машины, потому что трасса, но масштаб можно оценить по деревьям, фланкирующим произведение. Оно хотя и размытое, но думаю, впечатлит и успокоит – не одни мы такие придурки».

122157951_1754560228029576_2218435741989296486_n.jpg

– Валерия, время от времени, хотя нет – постоянно мы сталкиваемся с профанацией во всех сферах нашего бытия. Но сейчас предлагаю поговорить более предметно – о культуре и искусстве. Много шума и негодования вызвал памятник Д. Кунаеву, недавно установленный на его малой родине. Ты сказала, что такого рода «творения» ты определяешь как «акиматизм». Я понимаю твой сарказм, но все же поясни, это местечковость, или нечто, от чего уже некуда нам не деться?

– Даурен, это вопрос конечно очень интересный, поскольку исполнение очень часто зависит от заказчика. Если заказчика устраивает то, что он получает, то главная проблема это все-таки заказчик, а не скульптор. Ведь заказчик выбирает исполнителя, который ему подходит.

Насколько я знаю, памятник Кунаеву финансировал фонд его имени. И вот какую вещь я узнала от одной журналистки. Деньги скульптору за исполнение поступали нерегулярно, поэтому он якобы работал частями; я вообще не понимаю такого метода работы. По описанию это ужасно похоже на создание Франкештейна, когда сшиваются отдельные части тела и получается какой-то объект, который впоследствии должен быть оживлен.

Памятник Д. Кунаеву.jpg

Насчет общей деградации я не согласна, у нас есть много интересных художников, у нас, может быть, заказчик не тот (улыбается).

В некоторых странах государство выступает заказчиком, оно делегирует свои полномочия компетентному сообществу, прибегает к помощи профессионалов, которые на конкурсной основе рассматривают предлагаемые идеи.

У нас же заказчик может напрямую обратиться к исполнителю, считая, что он сам вполне способен оценить художественную значимость творения. Поэтому я считаю, что деградация идет не в области культуры и искусства, а в управлении этими процессами.

Памятник с. Есенину.jpg

– В связи с этим, ты наверняка видела нашумевшее исполнение памятнику Есенину в Москве. И, может быть, эти скульпторы – авторы что памятника Кунаеву, что Есенину, так представляет себе личности этих персон, воплощая свои замыслы, и вообще имеют право на такое самовыражение?

– Ну, во-первых, я не люблю слово «самовыражение» для художника. Потому что самовыражение – это не задача для художника. Любой человек имеет право реализоваться, если ему это очень нужно. Задача художника все-таки создавать произведения искусства, а не самовыражаться, это все-таки немножко разные вещи.

Есть разница между монументальной скульптурой и станком. То есть дома в мастерской за станком ты мастери что есениных, что кунаевых – для себя, для продажи. Но дело в том, что монументальная скульптура это общественный монумент, он зависит и посвящается социуму. Здесь немного другие условия. Если человек, например, заказчик, получил вот такую скульптуру в метр высотой и поставил у себя дома в спальной или в ванной, то ради бога, это твой вкус. И ты имеешь право на эту реализацию. Но если это монументальное искусство и оно вносится в большое пространство, то оно формирует среду потребителей, зрителей, то здесь и на художника, и на заказчика возлагается очень большая ответственность, потому что эта скульптура формирует и мировоззрение зрителей. И если люди будут уверены, что это и есть искусство…

0_7_655-min.jpg

Вот, например, памятник Маншук и Алие в Алматы с этими дурацкими пупсами на голове. И это тоже «акиматизм». К нему уже привыкли, он уже не вызывает отторжения…

Я как-то спорила по поводу «Белки» с одной интеллигентной дамой, и спрашиваю: «Вот Белка, она гораздо дешевле, чем Алия и Маншук, вас это не смущает?». Она отвечает: «Ну это же исторический памятник!». То есть люди привыкли и думают, что это и есть искусство. А ведь монументальное искусство имеет дополнительные большие задачи – воспитательные, педагогические, социальные…

1552398662_news_b.jpeg

– Отсюда логически вытекает и следующий вопрос. Есть и другая сторона медали. Например, в свое время шарахались от кубистов, авангардистов, модернистов… Сколько раз были оплеваны «квадраты» Малевича (кстати, для меня это просто разные однотонные квадраты), но сейчас они признаются шедеврами. Может, это как у Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед»? И через год, три, сто лет то, что мы не признаем сейчас, будут определено как шедевры?

– Дело в том, что до сих пор мы говорили о самом распространенном виде искусства – реализме: воссоздание черт лица, характеристик корпуса, то есть просто копий человека. Люди определяют значимость произведения так: похож или не похож. Некоторые восклицают: «О, как похож!».

Но то, что происходит в истории развития искусства, это чуточку другое. Развитие человечества, его мышление идет как бы по усложнению.

Да, время от времени удивляются квадратам Малевича. Можете открыть Википедию и прочитать. Художник на заре XX века понял, что все уже было, что искусству вроде как некуда двигаться, и он этим черным квадратом поставил жирную точку, как бы говоря: всё!

Точно так же, как и Фукуяма, который объявил, что конец истории наступил, что, дескать, глобализация, все народы дружат, а дальше идет замедление.

Но победил тот же Хантингтон, который заявил, что в наступивших условиях глобализации те страны, те идеи будут боле е влиятельными, у которых будет сильнее культура.

14245785.jpg

Развитие искусства отходит от простого иллюзорного воплощения пейзажа, человека, оно все более и более идет по линии философской мысли. Есть даже такое предмет с названием «философия искусства». То есть искусство пытается постичь те вещи, которые нельзя изобразить простым иллюзорным воплощением. Оно говорит о мыслях, чувствах, о том, как устроен мир, и это довольно сложно для простого потребителя искусства.

И никуда не денешься от утверждения: чтобы понимать искусство, нужно быть эстетически образованным человеком. И здесь достаточно просто все объяснимо.

Станут ли понятыми проявления сегодняшнего искусства через сто лет? Для кого-то, кто этим интересуется, станут, для других, кому это не так важно, не станут никогда.

– Ты сейчас упомянула Фукуяму, а я по ассоциации вспомнил Ницше, который как-то эпатажно заявил: «Бог умер!» Но сейчас не об этом. И напоследок. Не могу не вспомнить, как несколько лет назад я специально побывал в Национальном музее в тогда еще в Астане. Достаточно выразительное по архитектуре здание заполнено… ничем. Тематические разделы этого музея, как, впрочем, и нашего, алматинского, я не принимаю во внимание, ввиду их, мягко говоря, невыразительности и бесцветности. «Нет пророков в своем отечестве»?

– Начну с того, что после обретения независимости мы не создали ни одного музея изобразительного искусства.

В Алматы Госмузей (музей истории Казахстана) создавался по выверенной идеологической схеме, как и все советские музеи. Происхождение человека, Древние века, Средние века, феодализм, промышленная революция и т. д. (Кстати сказать, все музеи мира формируются по такой схеме). Заканчивалось все пышными славословиями в адрес КПСС и лично товарища такого-то.

Что произошло в Нацмузее Нур-Султана. То же самое, только заключительная часть, где «Слава КПСС!» заменена на слава одному человеку, и все мы этого человека знаем (улыбается). Советская калька до сих пор действует, и ничего нового не придумано. Правда, в исторической части этого музея иногда происходят какие-то более-менее интересные события. А вот идеологическая часть, которой переполнен этот музей, она не исторична, скажем так.

– Спасибо за разговор. Валерия.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Булат АЮХАНОВ: скромность украшает унитазы
Булат Аюханов рассказал о новом спектакле и о дружбе с Рудольфом Нуреевым.
2913 0 0
Земля песен или реальный андеграунд?
ӘНДІGROUND, – это показательный срез современного состояния массовой музыки в Казахстане.
3062 0 0
Чувство чести
Посмотрите на опутанный колючей проволокой забор «Казахфильма»…
5707 0 0
Тихий дом
Сценарист Лейла Ахинжанова: пока безумие времени не снесло к чертям это здание, надо снима
3041 0 0