просмотров 330

Американец взял на себя ответственность за казахстанское искусство

Опубликовано: 11 Сентября 2018 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
Американец взял на себя ответственность за казахстанское искусство
Дэнис Кин / monumentalalmaty.com

Американец Дэнис Кин создал проект Monumental Almaty, посвященный достопримечательностям южной столицы – существующим и уже утерянным.

Дэнис Кин любит гулять по алматинским улочкам и фотографировать достопримечательности. В результате этих прогулок родился блог Walking Almaty и пешие экскурсии, необычные даже не потому, что по Алматы гостей города водит иностранец, а потому, что именно американец считает своим долгом показать туристам знаменитые районы Компот и Малая станица.

6.jpg

На этом влюбленный в Алматы американец не остановился. Он создал сайт Monumental Almaty, где можно увидеть мозаику, барельефы, сграффито, витражи и фрески южной столицы, существующие и, увы, утраченные.

По словам Дэниса, большое количество мозаики – привлекательная особенность Алматы. Увлекшись этой темой, Кин стал писать о ней в своем блоге. Детальную информацию о витражах, барельефах и других произведениях монументального искусства южной столицы выпускник знаменитого Стэнфордского университета искал очень долго. Оказалось, источников совсем немного, разве что книга «Монументальное искусство Казахстана».

musical college.jpg Алматы как большой «живой» музей, в котором очень много роскошных экспонатов, но нет никакой информации о них, – рассуждает Кин. – Представьте музей без указателей и табличек. И я решил найти как можно больше информации по этой теме и поделиться ею с другими.

Выходит, парень из Калифорнии взял на себя ответственность за алматинские произведения искусства. Те самые, которые сопровождали нас всю жизнь. На сайте Дэниса Кина я насчитала как минимум пять не просто знакомых с детства объектов. Они и были моим детством… Это панно на фасаде музыкального училища (ныне колледжа им. П. И. Чайковского), куда я пришла учиться в шесть лет; исчезнувшее сграффито на фасаде 105-й гимназии с детскими лицами в центре; мозаика под треугольной крышей Театра юного зрителя; Толеген и Кыз Жибек на Дворце бракосочетаний и, наконец, любовь моего детства и юности – Академия наук и Дом ученых. Помню, как я впервые прошла по этому фойе с его необыкновенной акустикой. Это было волшебство: мне казалось, что где-то рядом скачут кони. Были там и еще чудеса: самый большой гобелен, потрясающий витраж в Зимнем саду и огромный портрет Ленина... На презентации проекта Monumental Almaty в галерее Artmeken я узнала, что это флорентийская мозаика, которая и сегодня не поддается никакому сравнению. Известному художнику Николаю Цивчинскому удалось то, что иногда удается творцам, – по идеологическому заказу он создал настоящее произведение искусства. Правда, сегодня мозаика закрыта большим экраном. Наверное, ученым не очень приятно заседать под взглядом вождя мирового пролетариата.

Tюз.jpg

Меня волнует вопрос: что же будет дальше? За последний год удалось спасти, открыть и вытащить на свет божий несколько произведений монументального искусства: барельеф в кинотеатре «Арман», панно в подземном переходе на Достык и Хаджимукана, сграффито в кинотеатре «Целинный» и мозаику «Сулушаш», теперь украшающую Кок-Тюбе. Но в то же время идет и обратный процесс. Хозяева зданий продолжают ремонтировать и «улучшать» свою и муниципальную собственность, замуровывая и разрушая произведения монументального искусства Казахстана. Один из недавних примеров – панно известного скульптора Рысбека Ахметова на стене гостиницы «Шымкент». Его больше нет. По иронии судьбы, этот рельеф назывался «Гостеприимство».

Дэнис Кин объяснил, почему проект Monumental Almaty так важен для него – американца. Потому что таких мозаик, витражей, фресок и сграффито нет в его родном городе и не было в тех местах, где он путешествовал. А у нас они пока еще есть…


Читайте также
Бай и небесное изобилие
«Бай» в древнем понимании – человек, наделенный особой связью с высшим миром, носитель бла
2997 0 0
Мэтры враждебные
«Казахфильм» и акимат ведут борьбу за земельный участок
373 0 0
Теплый город, что вечно в седле
Это о «температуре» человеческого общения, отношении друг к другу и к родному городу, а мо
3559 0 0
Лубок противоречий
Чтобы наши байопики стали смотрибельными, необходимы не куча лошадей и лубочные злодеи, а
3089 0 0