просмотров 4795

Беташар жениха: забытая симметрия в свадебных обрядах

Опубликовано: 14 Июня 2020 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Нур-Султан
Беташар жениха: забытая симметрия в свадебных обрядах
Фотография из «Туркестанского альбома» / Википедия

Несколько лет назад в ФБ я опубликовала старинное фото, на котором друг напротив друга стоят две группы людей: три взрослые женщины, вторая пара – двое мужчин, один из них низко кланяется женщинам. Очевидно, это была сценка свадебного обряда. Фотография входит в этнографическую часть «Туркестанского альбома». Альбом был создан в 1860-е годы по распоряжению Константина Петровича фон Кауфмана (1818–1882 годы), первого генерал-губернатора российского Туркестана. Многие из комментаторов сочли фото постановочным. Но, готовясь к написанию книги о женских образах в казахской мифологии, я перечитываю сейчас не только устную литературу, но и основательно подзабытые этнографические исследования, в особенности те, что касаются свадебного обряда. И вот что обнаружила.

В опубликованной в 1868 году работе Ибрая Алтынсарина «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» (Алтынсарин И. Этнографические очерки и образцы устного творчества. Астана, «Алтын кітап», 2007) приводятся интересные детали свадебного цикла казахов. Причем автор отмечает, что это уже в его время, середина XIX века, были исчезающие обряды, которых «смышленые ордынцы» стараются избежать.

Обряды проводились, когда жених после сватовства и выплаты калыма, обычно через два-три года, «тайно» приезжал к невесте − «ұрын келу», родители невесты зятя пока «не замечали». На самом деле жених приезжал с согласия тестя, и до этого первого визита жениха тайные свидания запрещались строго. Если родственники невесты заметят такое, то жениху придется платить штраф, а еще его могут выпороть, поясняет Алтынсарин. Жених ехал с богатыми подарками. Этот подарок назывался «елу» и представлял у богатых людей 40-50 лошадей, к которым прилагались отрезы шелковой ткани и прочее (вообще, на разных этапах этих подарков было множество, только в эту поездку жених раздавал около 20 мелких и крупных подарков, их перечисляет туркестанский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков).

Интересно, что в этой поездке джигит должен был скрывать свое лицо от родственников невесты.

Жених, отправляясь к невесте, обязан одеваться как можно богаче, ехать на лучшей лошади... Шапки жених не может надеть на голову потому, что в ней лицо его бывает совершенно открыто, а порядок киргизской вежливости требует при таких случаях, чтобы лицо жениха оставалось полузакрытым; потому он должен вместо шапки надевать малахай, обшитый на этот раз галунами.

Этот обшитый галунами малахай, закрывающий наполовину лицо, несколько напоминает платок, закрывающий лицо невесты во время приезда в аул жениха. В сносках Алтынсарин поясняет:

Жених тестю, теще и вообще всем старшим родственникам тестя до венчания не должен показывать свое лицо. Поэтому при нечаянных с означенными лицами встречах жених или прячется скорее, или убегает в сторону. 65e542bddc84a84a6a2e344793ec74b6.jpg Версты за две (от аула невесты – З.Н.) ставится шатер, куда заблаговременно стекаются из окрестных аулов женщины, приглашенные для встречи жениха. При выходе женщин из шатра подъехавшие в это время туда же жених и его свита должны спешиться, и когда те подойдут к ним близко, жених, опустив руки, низко кланяется, что называется тәжім. Потом ближайшая родственница невесты берет его за руку и вводит в сопровождении свиты в поставленный шатер...

Эта встреча у юрты изображена на фото из «Туркестанского альбома».

В ауле невесты начинается праздник, режется скот, начинаются увеселения, а в юрте происходит нечто еще более интересное: жених кланяется каждой родственнице невесты.

Во все это время жених остается в шатре, окруженный женщинами и девицами, исключая невесту. Каждая из присутствующих имеет право требовать от него тәжіма, т.е. поклона, и он не может присесть, пока ему это не позволят. Обыкновенно женщины долго держат жениха на ногах и требуют поклонов, а за неисполнение этого всякая из них имеет полное право дать жениху пощечину или толчок, если и это не подействует, то рассорятся и разойдутся, что влечет за собой серьезную неприятность: например, тесть может погнать жениха. Впрочем, теперь у некоторых смышленых ордынцев обычай этот выводится.

Итак, жениху устраивали забытый теперь «беташар». Он терпел все это, чтобы увидеться с невестой. Но до этого еще было далеко. Родители невесты ложились спать пораньше, невесту уводили в ближайший аул ее родственников, где за нее ритуально «боролись» две партии: «партия невесты» прятала девушку, а задобренная подарками «партия жениха» (также родственники невесты) искала ее. Потом между двумя партиями начиналась «драка», более или менее реалистичная – с порванной одеждой, синяками и ушибами. «Партия жениха» обязательно побеждала и передавала невесту в руки ее женге, которые вели девушку в родительскую юрту.

Родители «спали», у дверей юрты стелилась постель для молодых, закрытая занавесом. Жениха приводили в эту юрту. Переступив порог, он должен был три раза поклониться, а потом его подводили к огню, давали ковш с растопленным жиром. Жених выливал жир в огонь, старухи держали над огнем руки, проводили затем ими по лбу и груди (точно так же невеста в ауле жениха после беташара льет масло в огонь – приносит жертву очагу своего нового рода). Жениха усаживали на постель, кормили ужином. При этом жених опять раздавал подарки «кемпір өлді» (букв. «старуха умерла») – старухе, которая ложилась у дверей юрты, прикидываясь умершей, и «ит ырылдатар» (букв. «рычание собаки») − другой старухе, которая около постели изображала готовую укусить собаку, пишет Алтынсарин. Потом наконец появлялась невеста, следовало еще несколько ритуалов и подарков...

В традиционной культуре эти поездки жениха в аул невесты воспринимались как самый романтичный период отношений. Ну а мы отметим, что в старину не только невеста должна была войти в свой новый род, но еще до нее жених проходил через схожие ритуалы, чтобы стать своим в роду невесты. Ведь недаром казахи говорят, что у мужчины три рода: род его отца, род его матери и род его жены.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Женщина-пленница
В степном ландшафте девушки и молодые женщины были главной целью набегов на соседей.
11821 0 0
Лопатка Судьбы
А вы знаете, что казахские прорицатели занимались скапулимантией?
1791 0 0
Вечная история в необычном романе Дастана Кадыржанова
Евангелие от Дастана эпохи глобализации
2164 0 0