просмотров 615

Еще раз про любовь

Опубликовано: 14 Февраля 2019 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Еще раз про любовь
«Мужья и жены». Семейная любовь / yamoskva.com

За что я люблю режиссера Константина Богомолова? Хотя бы за то, что он заново открыл театральной Москве актера Игоря Миркурбанова, кстати, нашего соотечественника. А еще за то, что Богомолов – «великий комбинатор» современного театра.

Не потому, что он живет по законам Остапа Бендера, хотя Константин обладает многими качествами героя произведений Ильфа и Петрова: харизмой, смелостью, умением находить выход в нестандартных ситуациях, а поскольку в одном спектакле он может виртуозно комбинировать отрывки из разных литературных произведений, кинофильмов, музыкальных творений, собственных текстов. И все эти пазлы органично складываются в единую мозаику. Как всякий художник, хотя и избравший своим главным инструментом провокацию, Богомолов часто размышляет о любви.

«Мужья и жены». Семейная любовь

Спектакль поставлен по мотивам фильма Вуди Алена, одного из любимых режиссеров Богомолова. По сюжету постановки супруги Джек и Сэлли объявляют своим семейным друзьям о предстоящем разводе… В этом спектакле Константин Богомолов размышляет о взаимоотношениях мужчины и женщины, природе брака и странностях любви.

Поразмышляю на эту непростую тему и я. Однажды известный российский кинокритик Антон Долин беседовал с режиссером Джимом Джармушем о его тогдашнем новом фильме «Выживут только любовники», сделав акцент на том, что это его первая love story. Рассуждая о кинокартине, Джармуш сказал, что его лента о том, что любовь – это принятие, способность принять близкого человека таким, какой он есть. Как только кто-то начинает переделывать партнера, да и вообще вступает в брак с твердым убеждением, что перекроит возлюбленного или возлюбленную под себя, все чувства разрушаются. Конечно, речь не идет о смирении с наркоманией, пьянством, побоями и постоянными изменами. Но, как правило, базовый характер партнера вы уже не переделаете: не превратите мужа-домоседа в душу компании или, например, женщину-интроверта в экстраверта, которая будет нравиться вашим родственникам и друзьям.

Думаю, многие со мной согласятся, что секрет семейного счастья раскрыт в небольшом рассказе О’Генри «Дары волхвов». Помните, как молодая жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он в свою очередь отдал на продажу свои часы, чтобы купить ей гребень для волос? Это рассказ о безусловной любви, только жизнь гораздо сложнее и запутаннее любых литературных сюжетов…

«Идеальный муж». Гомосексуальная любовь

1. идеальный муж.jpg

Это едкая сатира на окружающую действительность, где Константин Богомолов шутит на тему современной эстрады, религии, образования. В основе спектакля по мотивам одноименного произведения Оскара Уайльда лежит история любви звезды политики Роберта Тернова и звезды шансона Лорда. Гомосексуальная тема вот уже на протяжении шести лет не дает покоя так называемым блюстителям нравственности, отчего они постоянно устраивают различные хулиганские акции: периодически подкладывают под порог МХТ им. Чехова, где проходит спектакль, свиные головы, стоят возле входа в этот храм искусства с плакатами типа «Долой содомию» или выбегают на сцену.

Как я сама отношусь к геям? Мое отношение выражается словом «толерантное». Только вспомните, сколько выдающихся людей насчитывалось среди представителей нетрадиционной ориентации: Фредди Меркьюри, Элтон Джон, Рудольф Нуриев... Последнего женщины обожали просто до умопомрачения. Чтобы достать билеты на Нуриева во время его гастролей в «Метрополитен-опера», люди ночевали в палатках по три дня. 

Что же касается лесбийской любви, то мне трудно представить себя влюбленной в представительницу слабого пола. Да и женская дружба, по моему мнению, существует лишь до появления на горизонте первого интересного кавалера. Доводилось читать воспоминания о писателе Венедикте Ерофееве, в которых кто-то из его современников сказал: «Если собрать за одним столом всех женщин, любивших Веничку, они бы сразу передрались друг с другом». В этом, на мой субъективный взгляд, и выражена вся женская сущность.

«Чайка». Безответная любовь

Самый «классический» спектакль Константина Богомолова, в котором практически нет заимствований из других текстов и провокационных сцен. В этой постановке по мотивам пьесы Антона Чехова все персонажи испытывают боль невзаимности.

Вот Константин Треплев питает нежные чувства к Нине Заречной, мечтающей стать актрисой. Нина же в свою очередь без памяти влюблена в беллетриста Бориса Тригорина и готова отдать за него жизнь. Маша искренне любит Треплева, но он не удостаивает ее даже добрым словом. Медведенко влюблен в Машу, но она испытывает по отношению к нему лишь раздражение. Аркадина без ума от Тригорина, который, думает, что влюбился в Нину Заречную, но на самом-то деле не любит никого. Вот такой круговорот невзаимной любви в природе. Кто-то из маститых критиков написал, что в этом произведении все отравлены нелюбовью.

1. чайка.jpg

Уж сколько их упало в эту бездну безответного чувства. Вся трагедия невзаимной любви, на мой взгляд, выражена в двух литературных произведениях: повести «Гранатовый браслет» Александра Куприна и новелле «Письмо незнакомки» Стефана Цвейга, которое было достойно экранизировано режиссером Максом Офюльсом в 1948 году. По сюжету первого произведения скромный чиновник по фамилии Желтков всю жизнь был влюблен в княгиню Веру Николаевну и позволял себе только по праздникам (чтобы лишний раз не потревожить) писать ей трогательные письма. Грустное произведение об истинном жертвоприношении.

А героиня Макса Офюльса Лиза Берндл всю жизнь по пятам ходила за соседом-музыкантом (в романе Цвейга – писателем). Чтобы быть ближе к этому человеку, она жила его интересами, изучая судьбу и творчество великих композиторов, и оставалась одна в Вене, когда вся ее семья переехала в другой город. А вот стоила ли игра свеч, это уже другой вопрос.

Однажды доводилось присутствовать на встрече с Дианой Арбениной, где ее спросили, что делать, если вас поразил подобный любовный недуг? Она ответила, что не нужно претендовать на человека, не любящего вас. Ведь он же ни в чем не виноват. Однако убивать в себе безответную любовь не стоит. В конце концов, направьте свою «болезнь» в конструктивное русло, например в творчество. Это то самое постоянное движение, которое и называется жизнью.

«Карамазовы». Разрушительная страсть

Уж сколько ярлыков навешивали на эту постановку Константина Богомолова, обвиняя режиссера чуть ли не в богохульстве. Но, напротив, это спектакль о поисках Бога, о том, что любое стремление к гармонии не стоит слезы ребенка, и, конечно, о разрушительной страсти.

1. карамазовы.jpg

Это чувство к Грушеньке испытывают сразу два персонажа: Федор Павлович Карамазов (Игорь Миркурбанов) и его сын Митенька (Филипп Янковский). Карамазов Богомолова, ставший жертвой своей страсти, в отличие от литературного отца семейства вызывает симпатию и сочувствие. Да и можно ли испытывать неприязнь к Федору Павловичу, которого Смердяков убивает в тот самый момент, когда он выглядывает в окно, чтобы увидеть ту самую роковую Грушеньку? В момент наибольшей уязвимости и беззащитности...

Если говорить о литературе и кино, то на ум приходит прежде всего роман Льва Толстого «Анна Каренина», но его знает каждый школьник… Так что приводить такой явный пример вроде как стыдно. Лично у меня страсть ассоциируется с произведением Уильяма Фолкнера «Дикие пальмы», где по сюжету молодая замужняя женщина по имени Шарлотта уходит к нищему врачу-стажеру Гарри, обрекая себя на очень тяжелую, беспросветную жизнь… Финал у этой истории весьма трагический.

«Мушкетеры. Сага. Часть первая». Любовь-память

На самом деле от оригинального романа Александра Дюма о трех мушкетерах остался только литературный скелет, а практически весь текст написан самим Константином Богомоловым. Благодаря этому обстоятельству зритель откроет для себя Богомолова – драматурга, тонко чувствующего этот мир (кстати, в этой постановке упоминается и наш любимый город – Алма-Ата).

1. мушкетеры. сага.jpg

Вообще, этот спектакль – просто шкатулка афоризмов о любви, а точнее, целый сундук. Чего только стоит сравнение влюбленного с рыбой, у которой ранен плавник, или блистательный монолог Игоря Миркурбанова, исполняющего роль Атоса, о семи нотах и грехах.

Но прежде всего спектакль «Мушкетеры…» – это повод высказаться о двух главных субстанциях – любви и смерти, часто идущих рука об руку. В этой постановке Богомолов словно призывает помнить о тех любимых нами людях, которые ушли из жизни навсегда. Ибо память – это и есть любовь.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Свобода, равенство и братство «Карамазовых»
Нужно ли перечитывать классику: беседа о последнем романе Достоевского с литературным крит
1907 0 0
Формы и содержанки
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНКИ
942 0 0
Ренессанс Настоящей Казашки
О визуальной репрезентации казахских женщин и о важности роль-моделей.
9257 0 0
Невыплакавшийся народ
РАСПУСКАЮЩИЙ СОБРАННУЮ ПЕЧАЛЬ
7216 0 0