Выдержанное кино

Опубликовано: 25 Января 2021 Автор: Татьяна АЛАДЬИНА | Алматы
Выдержанное кино
kuban.mk.ru

Государственный центр поддержки национального кино предлагает создать площадку для высказывания идей по развитию отечественного кино. О том, как она будет работать, «ЭК» рассказывает глава центра Есетжан Косубаев.

– Нам необходимо вести открытый, грамотный диалог с профессиональным сообществом – с теми, кто призван делать, продвигать и продавать кино, – говорит Есетжан Косубаев. – Очевидно, что без широкого диалога будет возникать – и при определенных условиях уже возникает – конфликт интересов. Не скрою, некоторые наши коллеги мыслят достаточно критично. Мы знаем, у киноцентра есть ошибки – от них никто не застрахован. Но надо понимать, что функционал киноцентра может и должен совершенствоваться, потому что сейчас время новых трендов. Раньше у нас были классические, академические формы кинопроката, с институтом Госкино, кинофикацией, единой системой планирования госплана. Партийные контрольные органы давали директивы, и в их рамках все исполнялось. Сегодня рыночные отношения диктуют новые условия для изменения политической и экономической систем. А в период пандемии вообще произошел поворот, который мы не могли предвидеть. Мы не понимали, как можно в течение года жить без привычных вещей, отказаться от посещения кафе, театров, массовых мероприятий. В итоге целый сектор экономики – кинопроизводство и кинопрокат – оказался в глубоком кризисе. Локдауны могут привести к тому, что киносфера потерпит крах. Нам нужны рациональные, конструктивные идеи, а без открытого диалога с киносообществом, независимыми структурами, профессиональными союзами и экспертами это невозможно. Повторюсь, сегодня мир открыт, Интернет дает нам колоссальные возможности поиска новых решений для выхода из сложившейся ситуации.

2.jpg

– Что нужно адаптировать под современные реалии прежде всего?

– В Государственном центре поддержки национального кино мы делаем акцент на аналитику. Мы стали глубже работать над изменениями в законе о кинематографии. Если вы посмотрите на профильный закон Российской Федерации, то увидите, что этот документ претерпел более двадцати редакций! И это нормально, это процесс, работающий на результат. Киносфера – творческо-индустриальный локомотив всей культуры, индустриальный в плане того, что кино является сегментом бизнеса. Кинотеатры, кинопроизводство, выход на стриминги, продажа, продвижение, развитие творческой и материально-технической базы, институциональное развитие – в эти процессы вовлечено огромное количество людей. Индустрия кино по праву называется симбиозом творчества и бизнеса, способным влиять на экономику страны.

Согласно статистике, за девять месяцев прошлого года наш кинопрокат потерял от 15 до 18 млрд тенге. Представляете? Если эту сумму спроецировать на социальную сферу, получается мощная налоговая база! А ведь налоги – основной источник пополнения бюджета страны. Поэтому мы хотим четко прочертить законодательные грани: где и в каком квадрате мы работаем.

Наша следующая цель – выровнять и сбалансировать финансово-экономический блок. Мы значительно упростили условия вхождения в конкурс, оптимизировав последовательность подачи документов. С другой стороны, мы повышаем планку требований для участников питчинга. Мы хотим четко понимать, что бюджет, запрашиваемый ими, полностью соответствует реализации проекта. Также в течение производственного процесса мы проведем мониторинг того, как используются бюджетные деньги, насколько картина соответствует изначальному драматургическому замыслу. Производственным компаниям не следует рассматривать киноцентр как дойную корову, куда можно зайти, взять деньги и про все забыть. Так не получится.

Если мы все вышеуказанные моменты реализуем, тогда видоизменятся и формы обсуждения конкурсных заявок. И конечно, во всех процессах необходимо активное участие совета директоров, ведь мы – исполнительный орган, а они – управляющий. В свою очередь, в совете должна быть естественная ротация состава. Вот когда все направления начнут работать в синергии, считайте, что мы запустили наш локомотив, и не страшно, на какой скорости он двигается, главное – в правильном направлении.

– Есть ли у киноцентра ресурсы для предметного реагирования на все инициативы?

– Знаете, я никогда не боялся брать на себя инициативу, это всегда помогало мне в работе. Если человек не проявляет инициативы и напористости, то и результата не стоит ждать. Мы начнем работать, поймем эффективность процессов и будем их масштабировать. Каждый по своему направлению подготовит аналитический срез, укажет, что есть в пожеланиях, что находится в работе, какие еще возникли идеи. Дискуссия хороша тем, что помогает «выпустить пар». Кроме того, мы сможем продолжить диалоги в формате онлайн-конференций, некоторые интересные темы распасуем по информационным каналам, и в процессе слаженных действий появятся творческие побеги.

3.jpg

Самое главное – не ошибиться затем в использовании государственных средств. Я рад, что законом у нас предусмотрена работа экспертной комиссии, прводящей питчинги киноцентра, после проекты рассматриваются на межведомственной комиссии, и только потом принимается решение по финансированию. Моя задача, как председателя правления, а также моих коллег в том, чтобы правильно отстоять те или иные позиции наших творцов – как говорится, не выплеснуть ребенка с водой. Здесь нужна абсолютная объективность. К дебатам мы готовимся, чтобы аргументированно отстоять художественные ценности того или иного проекта и возможность последующего присвоения фильму статуса национального.

– Каким все же должно быть национальное кино в конечном итоге?

– Однозначного ответа здесь нет. Недопустимо вводить строгие рамки и подводить всех под один формат. Разнополярность остается движущей силой кино, именно в этом его ценность. Сегодня кто-то любит артхаус, кто-то семейное кино, кто-то триллеры, кто-то экшн... Рынок растет, и он интересен своей разноликостью. Мы нацелены на то, чтобы в Казахстане создавались качественные игровые картины, несущие идейно-художественную нагрузку, одновременно успешные в прокате.

Любое хорошее искусство, любой жанр развивается при наличии профессионалов и качественной критики. Сейчас нам нужны высшие режиссерские и сценарные курсы, курсы кинокритиков. Я уже предложил найти возможность для проведения мастер-классов ведущих кинематографистов онлайн. Кино – труд многих людей, над ним работает целая команда: операторы и художники, сценаристы и режиссеры, артисты и декораторы, бутафоры и аниматоры. Тут нет ничего неважного или второстепенного.

Арман Асенов: в кино не все подходит под законы госзакупа и минфиновской отчетностичитать подробнее

Киноцентр – провайдер национальной культурной политики, а это подразумевает государственную политику в части идеологии. Нужно понимать, насколько наши картины могут быть патриотичными, насколько они отражают исторические эпохи и судьбоносные для страны события. Понятно, что наш бюджет не может охватить все форматы и темы, но мы постараемся распределить финансирование таким образом, чтобы продолжали снимать большие и серьезные картины. Хотим дать дорогу и дебютным проектам, без них у кино нет будущего. Не менее важны короткометражки – еще никто не отменял актуальность документалистики.

Я мечтаю о том, чтобы наши аниматоры вышли на уровень таких крупных платформ, как Netflix или HBO. К примеру, «Маша и медведь» – сегодня этот российский мультсериал очень популярен, а раньше были «Чебурашка и крокодил Гена», «Ну, погоди!» – вот такие продукты нужны нам. В нашем случае они должны быть в определенной степени аутентичными с точки зрения этнографических и исторических оттенков, но в то же время смешными, позитивными, потому что негатива сейчас более чем достаточно.

Мы хотим также диверсифицировать наш функционал. Скажем, пока киноцентр не имеет возможности поддерживать киносериалы, а ведь они составляют огромный сегмент рынка. Сериалы буквально ворвались в наш мир, они теперь в каждой семье. Мы над этим работаем, обсуждается формат, позволяющий нам снимать киносериалы, не привлекая большой бюджет.

И конечно, актуальность не теряют вопросы повышения художественного уровня наших картин. В уставе киноцентра сказано, что мы хотим поставить заслон бездуховным картинам, пропагандирующим в том числе насилие, ненормативную лексику, порнографию. Когда основная задача того или иного художника заключается в игре на дешевых симпатиях и настроениях определенной части публики – это не наше кино. Мы будем поддерживать лишь тех, кто формирует четкие художественные основы, сохраняет наши традиционные ценности, поддерживает идеологию государства. Идеология – важный инструмент, внутри нее заложены патриотизм, преданность Отчизне, любовь к родителям, семье, труду. В таких направлениях и надо работать. Это комплексный вопрос, как в аллегории с канатом, где каждая ниточка играет роль, а когда нитки прочно сплетаются вместе, канат приобретает свою силу и упругость.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Булат АЮХАНОВ: скромность украшает унитазы
Булат Аюханов рассказал о новом спектакле и о дружбе с Рудольфом Нуреевым.
7012 0 0
Земля песен или реальный андеграунд?
ӘНДІGROUND, – это показательный срез современного состояния массовой музыки в Казахстане.
7202 0 0
«Акиматизм» в искусстве
Валерия Ибраева: самовыражение – не задача для художника.
6673 0 0
Чувство чести
Посмотрите на опутанный колючей проволокой забор «Казахфильма»…
9839 0 0