Культ безличности

Опубликовано: 24 Октября 2017 Автор: Земфира ЕРЖАН | Алматы
просмотров 9076

Масштабная и созидательная программа модернизации сознания «Рухани жаңғыру» вселяла надежды на то, что теперь станут востребованы отечественные гуманитарии, которые все предыдущие годы независимости в условиях реализации принципа «сначала – экономика» пребывали в забвении. Но, похоже, ничего не изменилось.

Отечественные чиновники уже давно упрочились в мнении о том, что культуру следует рассматривать как сферу, задачи которой соответствуют концепции советских ВДНХ. Складывается впечатление, что она и интересна им главным образом тем, что при «рачительном подходе» может быть использована для развития международного туризма в стране.

Поэтому неудивительно и закономерно то, в каком виде ими был интерпретирован важнейший для отечественной культуры проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

peoples-friendship-fountain-1630446_960_720.jpg

Что необходимо в первую очередь

На днях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в Лондоне и Париже прошли концерты, выставки и кинопоказы. Они, безусловно, полезны и необходимы. Но не ошиблись ли отечественные чиновники в определении основного посыла данного проекта?

Не является ли излишне механистичным трактовать смысл присутствия современного отчечественного искусства в «глобальном мире» только как факт его непосредственного физического перемещения за пределы родного отечества на короткие два-три дня в рамках фестивалей?

Представляется, что основное содержание проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире» изначально предполагало разработку гораздо более конструктивных стратегий, соответствующих задачам масштабной программы модернизации сознания «Рухани жаңғыру».

«Современная казахстанская культура в глобальном мире» – это понятие, которое включает в себя множество составляюших. Оно затрагивает все стороны бытования современной отечественной культуры. В статье президента черным по белому написано:

…конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям.

То есть президент пишет в первую очередь о необходимости развития самого современного культурного поля и поощрении роста его конкурентных качеств. Только во вторую очередь ставится задача презентации мировому сообществу его достижений. Наши же чиновники уловили лишь один фрагмент послания президента и свели все содержание сложного и перспективного проекта к череде зарубежных гастрольных турне.

Судя по программе парижского концерта, примером для их организации по-прежнему служат декады – смотры – отчеты национального искусства, проводившиеся в советские времена в Москве. (К слову, были ли отмечены эти события в СМИ Франции и Великобритании?)

Между тем современная казахская культура как системное образование имеет множество внутренних проблем, на которые отечественные чиновники не обращают внимания в силу того, что их профессиональные компетенции связаны с управлением, а не культурой.

рухани.jpg

С точки зрения специалиста

Для тех, кто непосредственно работает в культурной сфере, проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире» имеет координаты, цели и задачи совершенно иного порядка. Речь идет о формировании новых национальных трендов, об осмыслении собственного культурного пути и его месте в общемировом контексте. О том, что может предложить современная культура Казахстана в качестве своего конкурентного и неповторимого национального бренда. Образно говоря, это то, что станет признанным в мире культурным открытием и чему научиться будет возможным только у нас.

Наши же чиновники выбрали путь наименьшего сопротивления – в рамках инерционного развития, доставшегося нам от советской культурной политики, они взялись демонстрировать миру то, что было создано в период СССР: оперу, балет, эстраду, живопись, опыт сохранения традиционных исполнительских искусств.

Я ни на йоту не умаляю таланты наших выдающихся исполнителей, художников, писателей. Я пишу сейчас об общей логике и принципах конкретного проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

Зарубежные показы должны были занять в нем не более одной двадцатой части, если не меньше того. Основное внимание в рамках проекта, как мне это видится из текста статьи президента, должно уделяться развитию культуры в самом Казахстане.

Да и зарубежные показы могли бы обрести большую осмысленность, а значит, и соответствие поставленным целям программы «Рухани жаңғыру», если бы они рассматривались системно: имели свою программу, некий координационный центр… Известно, что в мире уже существует успешная практика центров, которые популяризируют культуру своих стран: Гете институт, Французский альянс, Бритиш Кансл и т. п.

Кроме того, при проведении казахских фестивалей за рубежом должен учитываться современный культурный контекст. Необходимо иметь представление о культурной ситуации в той или иной стране; предвидеть, что может вызвать интерес местной публики. Другими словами, профессионально владеть суммой необходимых организационных инструментов, включая широкий медийный пиар. Это отдельная, большая и серьезная работа, если иметь цель сделать такие фестивали знаменательным явлением международного культурного сотрудничества.  

Добиться всего этого в рамках обыденного представления о культуре, конечно же, сложно.

 

 



Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале
Самое читаемое

Читайте также
Земля песен или реальный андеграунд?
ӘНДІGROUND, – это показательный срез современного состояния массовой музыки в Казахстане.
674 0 0
«Акиматизм» в искусстве
Валерия Ибраева: самовыражение – не задача для художника.
392 0 0
Чувство чести
Посмотрите на опутанный колючей проволокой забор «Казахфильма»…
3421 0 0
Тихий дом
Сценарист Лейла Ахинжанова: пока безумие времени не снесло к чертям это здание, надо снима
828 0 0