Лубок противоречий

Опубликовано: 03 Августа 2018 г. Автор: Ольга ХРАБРЫХ | г. Алматы
Лубок противоречий
pixabay.com

После того как киностудия «Казахфильм» объявила о запуске биографических фильмов «Балуан Шолак» и «Женимпаз» о первом олимпийском чемпионе-казахе Жаксылыке Ушкемпирове, многие призадумались: что готовят нам грядущие байопики? Снимут ли наши режиссеры очередные плакатные фильмы, главные герои которых вообще не имеют недостатков, или же пойдут по другому пути?

Чокан Валиханов – наше все

В этом году исполняется 80 лет со дня выхода на экраны первого казахского звукового фильма «Амангельды», рассказывающего о восстании под предводительством Амангельды Иманова в годы Октябрьской революции. Эта картина стала первым отечественным байопиком, а Иманов – одним из самых ярких образов в этом жанре. Впоследствии отечественные кинематографисты неоднократно обращались к экранизации историй жизни выдающихся людей.

Так, самый большой интерес у режиссеров вызывала личность Чокана Валиханова. Понять, почему его судьба давала кинематографистам пищу для размышлений, нетрудно: дружил с Достоевским, участвовал в крупных научных экспедициях, погиб во цвете лет. Самым известным фильмом о Чокане Валиханове стала картина Мажита Бегалина «Его время придет», снятая в 1957 году. Главную роль в ленте исполнил Нурмухан Жантурин. В 1983 году мини-сериал о Чокане Валиханове снял Асанали Ашимов с оператором Игорем Вовнянко. В этой ленте исследователя сыграл Саги Ашимов. Сейчас за осмысление творческого пути молодого ученого взялся Жасулан Пошанов.

8.jpg

Кроме того, неоднократно экранизировались истории жизни Абая и Джамбула. Но все эти фильмы были сняты преимущественно в советское время, а что подарила нам современность?  

За последние 10 лет наши мастера неоднократно баловали зрителей фильмами из категории ЖЗЛ. Одной из самых неоднозначных картин стал фильм Сатыбалды Нарымбетова о Мустафе Шокае. В 2008 году мне довелось присутствовать на показе этой ленты. Тогда я отметила про себя, что в этой картине режиссер сделал акцент не на общественной деятельности главного героя, а на его взаимоотношениях с женой Марией. Это отчасти роднило его с российским фильмом «Адмирал» об Александре Колчаке. Автора этих строк смутило и то, что фашисты на фоне свирепствовавших большевиков выглядели этакими утонченными людьми, которым чужда жестокость.

9.jpg

Вообще, большевики и энкавэдэшники в отечественных фильмах – это отдельная история. Как правило, это настоящие оборотни в погонах и изощренные палачи. В качестве примера можно привести недавний отечественный фильм «Амре» о певце Амре Кашаубаеве. В частности, кинокритик Дмитрий Мостовой счел киношных врагов артиста лубочными. Особо автор иронизировал над трейлером, в котором сотрудники ОГПУ пытали Амре на фоне джазовой музыки.

Фильм «Амре» (и не только он, конечно) заставил задуматься вот над чем.

Возвращение к плакатному кино

На мой взгляд, злодеи в наших фильмах – самые злодейские злодеи в мире, а герои – самые геройские герои. Невольно приходит на ум сравнение с эпохой классицизма в литературе, когда персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Однако такое сравнение в данной ситуации известный казахстанский режиссер, участник различных международных кинофестивалей Адильхан Ержанов назвал слишком комплиментарным.

10.jpg Возможно, характеры в этом жанре и были условными – плохими и хорошими, но они были, – говорит он. – В нынешних лентах характеры отсутствуют. Назовите мне хоть один характер из последних исторических картин. Так уж повелось, что заказные картины у нас не отличаются смелостью художественной концепции. А смотреть кино ради того, чтобы лишний раз убедиться в идеализированной трактовке истории, мне сложно.

От себя напомню: любой автор учебника по кинодраматургии скажет вам, что зритель должен идентифицировать себя с персонажем и сопереживать ему. А сможет ли человек искренне поверить герою, который напрочь лишен недостатков?

492907.jpg Возникает ощущение, что мы возвращаемся к плакатному кино 40-х годов, – делится своим мнением журналист и актер Константин Козлов. – А этот фактор тормозит развитие нашего кинематографа. Ведь зритель хочет смотреть кино, где он будет видеть живого человека с его слабостями и недостатками. 17.jpg

Деньги на байопики обычно выделяют чиновники, которые являются противниками подобных экспериментов. Что в этом случае остается делать режиссеру? Правильно – помнить о принципе «кто платит, тот и заказывает музыку». Впрочем, иногда, по мнению Константина, режиссеры напоминают зрителям, что и великим людям ничто человеческое не чуждо. Но такие фильмы снимаются исключительно по частной инициативе или же по заказу телеканалов. Константин привел яркий пример. Так, авторы сериала «Құстар әні» ради повышения зрительского интереса к картине заявили, что у композитора Нургисы Тлендиева была любовница. Нетрудно догадаться, как отреагировали на это его родные.

Не развит пантеон героев

Известный киновед Гульнара Абикеева полагает, что проблема лежит гораздо глубже. В нашей стране практически не было удачных биографических фильмов, да и не развит пантеон героев.

12.jpg В нашем сознании просто не запечатлен образ национального героя. И кажется, что вроде бы и некем гордиться, но это не так, – говорит Гульнара Абикеева. – Можно было бы снять множество фильмов про олимпийских спортсменов, альпинистов и писателей. Но этот вопрос не стоит на повестке дня.

Киновед привела в пример Россию, где за последние три года один за другим вышли спортивные биографические фильмы «Легенда 17», «Чемпионы» и «Движение вверх».

От себя добавлю, что российский «Первый канал» только и успевает штамповать байопики: за последние несколько лет мне довелось посмотреть фильмы о министре культуры СССР Екатерине Фурцевой, полководце Георгии Жукове, певице Анне Герман, летчике Валерии Чкалове, манекенщице Регине Збарской, певце Валерии Ободзинском и многих других знаменитых личностях. Все эти картины объединял один фактор – личной жизни главных героев уделялось самое пристальное внимание. Конечно, можно много дискутировать о художественной ценности этих лент, но, во всяком случае, зритель сопереживал главным героям, которые имели проблемы с алкоголем и законом или пытались наладить отношения с внебрачными детьми. С персонажами отечественного кинематографа все обстоит по-другому.

16.jpg

А ведь у нас есть свои герои. Гульнара Абикеева и Константин Козлов предложили несколько кандидатур известных личностей, к которым у зрителя мог бы возникнуть интерес. В их число, безусловно, входит политический деятель Динмухамед Кунаев. Никто до сих пор не создавал внятного фильма о Шакене Айманове. Весьма интересную картину можно было бы снять и об алматинском художнике Сергее Калмыкове, история жизни которого просто напрашивается на экранизацию. Если за эти проекты возьмется человек, который отступит от привычных шаблонов создания биографического кино, то получатся очень интересные ленты.

Ведь, чтобы наши байопики стали смотрибельными, необходимы не табун лошадей и массовка, не лубочные злодеи, а простые образы, которым сопереживаешь. Хорошо раскрытый характер – вот что делает фильм глубоким и захватывающим, напоминает режиссер Адильхан Ержанов. Человек, которому недавно аплодировали на Каннском кинофестивале.


Читайте также
Бай и небесное изобилие
«Бай» в древнем понимании – человек, наделенный особой связью с высшим миром, носитель бла
2809 0 0
Мэтры враждебные
«Казахфильм» и акимат ведут борьбу за земельный участок
349 0 0
Теплый город, что вечно в седле
Это о «температуре» человеческого общения, отношении друг к другу и к родному городу, а мо
3381 0 0