Как только перед вами не голые факты или цифры, а оценочная информация, надо сомневаться. Простой принцип обеспечения сегодня личной информационной гигиены: к любой новости надо относиться как к фейковой.
Великий советский журналист, выпускник исторического факультета Московского пединститута им. Карла Либкнехта, то есть наставник по образованию, и многолетний обозреватель газеты «Известия» Анатолий Аграновский однажды сказал: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Но времена изменились, и эта крылатая мысль, считавшаяся в высшей степени справедливой, сегодня уже не кажется бесспорной.
На зависть Эллочке Людоедке
В прошлом году, по данным компании «Deloitte СНГ», самым популярным мессенджером в Казахстане и России был WhatsApp, которым пользовались свыше 40% у нас и около 60% пользователей мобильных устройств на территории нашего северного соседа. Вслед за ним шла переписка в соцсетях Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, с помощью e-mail и все реже используемых SMS. Эти относительно новые формы общения играют как положительную, так и отрицательную роль.
Плюс в том, что общаться можно быстро. Минус – высокая скорость в ущерб качеству. В чатах и комментариях наблюдается орфография отпетых двоечников, а знаки препинания заменяют эмоджи – мелкие и иногда пошлые и похабные картинки для обозначения эмоций. Отсутствие заглавных букв, сокращения типа «норм», «пжлст», «спс», «дсв», дикая пунктуация и искаженные англицизмы порой нервируют не меньше голосовых сообщений без предупреждения и крайне негативно влияют на грамотность в целом.

Вот вам и опровержение мысли Аграновского... А заодно и характеристика современных последователей Эллочки Людоедки, которая со своим лексиконом в 30 слов звучит в сравнении с нынешними авторами в Интернете, мессенджерах и соцсетях пламенным трибуном.
Хоть колбаса, хоть мэр с министром, хоть труселя – все едино
Показательно в этом смысле мнение нашего земляка, казахстанца и алматинца, ныне ведущего российского писателя-фантаста Сергея Лукьянеко, который уделил теме культуры современного общения значительное место в своем недавнем большом интервью интернет-изданиям.

Именно в результате роста общего бескультурья общения таким махровым цветом расцвело в Сети вранье, считает Лукьяненко.

Кроме того, напоминает наш земляк, любой канал массовой информации используется для скрытой рекламы (так называемого паблик рилейшнз, от английского public relations, PR, пиар – общественные связи), которую все труднее, прежде всего для молодежи, отличить от достоверной информации.
Что не режет слух, то убивает глаз
Специалист по деловой переписке Антон Краснобабцев справедливо считает, что письменный язык активно приближается к разговорному, между которыми, как считалось раньше, «две большие разницы». Еще будучи студентом журфака КазГУ, автор этих строк и его однокашник провели доморощенный эксперимент: поставили между собой на стол диктофон, включили запись и минут пять болтали о мелочах, а затем добросовестно, дословно перенесли разговор на бумагу. Читая текст, мы ржали до упаду от его косноязычия и примитивизма.

А потом поняли: что совершенно не годится для печати, то вполне приемлемо, а то и желательно на радио и телевидении. Но, как не дадут соврать журналисты старшего поколения, практика многократно доказывала: человек, начинавший профессиональную карьеру в печатном СМИ, почти всегда мог впоследствии работать также на радио и телевидении, и наоборот, изначальный радийщик или телевизионщик далеко не всегда приживался позже в газете или журнале.
Индикатор распознавания своего и чужого
Еще одна причина низкой грамотности и культуры общения – изменение психологии высказываний, сообщений и потребления информации. Каждый день миллионы людей просматривают соцсети или ленты новостных изданий, взгляд перепрыгивает с текста на текст, с картинки на картинку, внимание рассеивается и ослабевает. Специалист по развитию речи Марина Сторина считает, что привычка скакать по верхам и не углубляться в суть проникает в другие сферы жизни. В том числе меняет восприятие и язык.

Ловушка эмоджи заключается не только в замещении наречий и прилагательных, их можно вообще неправильно понять. В 2018 году издание Motherboard распространило таблицу рекомендаций для модераторов Facebook. В ней фигурировали эмоджи и виды нарушений, когда используются суррогаты языка. Например, эмодзи-какашка может появляться в текстовой травле, а красная туфелька в постах означает харассмент.

Превратно понять эмоджи и смайлы могут не только модераторы соцсетей. Предприниматель Александр Чепуров научил свою маму писать SMS и ставить смайлики в конце предложений. Но допустил ошибку.
Чтобы мозг не забывал о том, как на самом деле пишется слово «нормально», а общение за пределами смартфона не ограничивалось односложными репликами как у Эллочки Людоедки, лучше всего больше читать классическую литературу на бумажных носителях – в книгах издания до 1990-х годов. Наше восприятие во многом визуально. Если читать только шутки в Twitter и свою переписку в чатах, можно разучиться разговаривать.
Новые формы коммуникации неумолимо влияют на то, как мы пишем и разговариваем, а в некоторых случаях разговариваем ли вообще, но полностью вину за ошибки на чаты и комментарии возлагать наивно. Они лишь отражение общей картины. Грамотность – один из объективных индикаторов по принципу «свой – чужой». Если собеседник или комментатор использует ненормативную лексику, пишет весь пост строчными или заглавными буквами, употребляет выражения «походу» в смысле «похоже», «крайний раз» или «ихний», совершенно очевидно, что с такими связываться опрометчиво.
Запоминается не скорость, а качество
Падение общего уровня грамотности и культуры – жесткая проблема, и развитие новых технологий ее только усугубляет. Чаты и комментарии способствуют письму с ошибками, но не являются его основной причиной. Если раньше язык СМИ (в том числе радио и телевидения) был залогом языковой нормы, считает Баранова, то сейчас все издания в заложниках Интернета.

Это напрямую усугубляет безграмотность сообщений. Чем больше мы читаем текстов с ошибками, тем больше наша подкорка без участия сознания закрепляет искаженные, безграмотные слова и их использование в письменном общении. Тогда как раньше в соответствии с этим правилом бессознательного восприятия все было с точностью до наоборот: кто больше читал, тот, как правило, и грамотнее писал.
А ведь не вчера сказано: если ты что-то сделал быстро, но плохо, в людской памяти останется не «быстро», а «плохо», но если ты сделал нечто медленно, но хорошо, запомнится только высокое качество.