просмотров 1778

В театре ARTиШОК «вскрыли» народный эпос «Ер Төстік»

Опубликовано: 20 Мая 2019 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
В театре ARTиШОК «вскрыли» народный эпос «Ер Төстік»
Фото предоставлены театром ARTиШОК

Несколько лет назад я делала интервью с директором и актрисой театра ARTиШОК Анастасией Тарасовой. Повод был неожиданным и прекрасным: ARTиШОК собирался заговорить по-казахски. Речь шла о спектакле «Ұят», который потом назовут самой громкой казахстанской театральной премьерой 2016 года. Сегодня ARTиШОК пошел еще дальше: он запел по-казахски. В минувшие выходные в Алматы состоялись первые показы спектакля «Ер Төстік» – камерной оперы в жанре вестерн.

И здесь необходимо сразу назвать имя композитора – россиянина Александра Маноцкова. Он пишет во многих жанрах: от авангарда до церковной музыки или наоборот: от сочинений для хора до музыкальных перформансов. Чтобы было совсем понятно – это он вместе с нашими режиссером Галиной Пьяновой и художником Антоном Болкуновым сделал спектакль «Снегурочка», который получил самую престижную российскую театральную премию «Золотая маска» в категории «Эксперимент» в 2017 году.

Понятно, что такой автор не мог написать классическую оперу – впрочем, таковую от него и не ждали. Поэтому на сцене театра ARTиШОК, кроме виолончели, альта, ударных и кыл-кобыза (на них играют участники ансамбля современной музыки «Игеру»), появились казаны в качестве ударных инструментов и какие-то деревянные штуки, на которых тоже играют практически все, кто находится на сцене. Поют тоже все, но опять же не оперные арии. И я даже не буду пытаться объяснить, что они поют, потому что, как ни странно, дело вовсе не в этом.

60337230_248402439344261_1829212367909552128_n_small.jpg

А дело в общей атмосфере, которую создают написанная Александром Маноцковым музыка, сделанная Антоном Болкуновым картинка и сотворенное Галиной Пьяновой действие. На основе, безусловно, «Ер Төстіка» – древнего казахского эпоса. «Безусловно» – потому что, как это ни парадоксально, но ARTиШОК не отошел от оригинала (работать с эпосом театру помогал писатель и этнограф Кайрат Жанабаев). Получился очень ассоциативный и медитативный спектакль, который каждым зрителем, наверное, увидится по-своему. А вот поймется, надеюсь, всеми практически слово в слово, нота в ноту: где ты, Ер Төстік? Где ты, девятый сын, опора и надежда казахской степи? Наш пропавший и ненайденный герой...

Возвращаясь к ассоциациям: мне лично очень приятно, что Ер Төстік в исполнении Чингиза Капина – это интеллигент в круглых очках, а не ковбой с походкой враскорячку. Такому главному герою неожиданно больше веришь. Мне немного страшно, что актеры в самой первой сцене, сцене джута, напомнили мне, гримом, позами и выражением лиц, ростовых кукол – заключенных в узбекских древних тюрьмах – зинданах, чтобы сегодняшние туристы лучше поняли, как вчера это было. Мне очень интересно, как создатели спектакля добились того, что ты не сразу замечаешь различия в одинаково-серых костюмах героев, а потом вдруг – раз! – на сцене типичный казахстанский «силовик». И сразу становится душно...

60386390_669681843485404_6805025099511496704_n_small.jpg

Но на самом деле это спектакль о хорошем. О том, как убить дракона, не поддаться чарам пери, и о том, что добро побеждает зло. Под речитатив музыкально поделенных на слоги имен главных героев: «Ер-Төс-тік, Кен-же-кей» – влюбленные в конце концов обретают друг друга.

Меня только насторожило (но это опять мои ассоциации), когда в финале спектакля Ер Төстік (Чингиз Капин) и Кенжекей (кобызистка Токжан Каратай) ушли со сцены. Ушли вместе, но – от нас. И что это: ақ жол – дорога в светлое будущее или неизбежно-банальное «пора валить»?

Этой работой я ищу для себя ответы на очень личные вопросы, – сказала в начале работы над «Ер Төстік» режиссер Галина Пьянова. – Почему мы так мучительно выживаем в нашей степи? Почему у нас ничего не растет вверх и не укрепляется корнями? Хотим ли мы приблизиться к Богу или отдалиться от него? В этом вся моя гражданская злость, мое отчаяние. Нужно выбрать: перекати-поле или закрепись-корень. DSCF8936_small.jpg

Театр ARTиШОК, похоже, выбрал для себя закрепись-корень. Иначе бы не появился в его репертуаре такой «Ер Төстік» – спектакль сложный, дорогой (генеральный партнер проекта – Евразийская Группа (ERG) и... фестивальный. Странно писать так обо всем известной народной сказке, но «Ер Төстік» в ARTиШОКе – это авторский материал. Это особая музыка, особое видение художника и особая режиссура. Такие спектакли однажды становятся лицом театра, причем необязательно для зрителя. Может быть, для коллег. Может быть, для критиков.

Кстати, мнение критиков мы узнаем достаточно скоро: уже в июне «Ер Төстік» едет на Международный театральный фестиваль на остров Сахалин.

...И знаете что? Такой спектакль, в такой «одежке», с такой историей не стыдно показать.

60315281_456867501785953_9208644447967903744_n_small.jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Чувство чести
Посмотрите на опутанный колючей проволокой забор «Казахфильма»…
2831 0 0
Тихий дом
Сценарист Лейла Ахинжанова: пока безумие времени не снесло к чертям это здание, надо снима
547 0 0
Женщина-пленница
В степном ландшафте девушки и молодые женщины были главной целью набегов на соседей.
12212 0 0
Беташар жениха: забытая симметрия в свадебных обрядах
В старину не только невеста, но и жених проходил через ритуал «беташар».
5261 0 0