Земля песен или реальный андеграунд?

Опубликовано: 24 Ноября 2020 Автор: Раушан ДЖУМАНИЯЗОВА | Алматы
Земля песен или реальный андеграунд?
(с)ЭК
просмотров 3737

В стране выросло поколение шикарных музыкантов – 
свободных, дерзких, талантливых и умных!
(добрая новость)

В какой-то момент, словно договорившись, люди перестали смотреть телевизор. Стало казаться, что эпоха ютуба и мобильных видеосервисов почти захлопнула дверь за телеканалами. И тут… в самый рискованный и сложный период… из пучины негативной и пугающей информации появляется канал «Абай», который отменил «смерть» телевидения для тысяч зрителей. А в моей личной истории случился ӘНДІGROUND. Название обыгрывает очевидные параллели: речь идет о музыке, с отсылкой к понятию субкультуры.

Что такое ӘНДІGROUND? Это 18 моделей современной казахской музыки, это живая игра в эфире, это непростой разговор с музыкантами, драйв и смех, вдохновение и миллионы новых вопросов в головах. Даже для меня ребята-музыканты стали открытием. Съемочная группа неизбежно влюблялась в каждого музыканта, на съемочную площадку команда бежала с детским азартом, но – вдруг вы, зрители, не все посмотрели? Закулисье ӘНДІGROUND: сегодня и только для вас!

Группы были шокирующе разными – по стилю, возрасту, популярности: совсем начинающие (Assyltas, Steppe Sons, Egiz toby, Ethno 5), незаслуженно малоизвестные профессионалы (Layla-Qobyz, «Казына», Golden Trombones), уже именитые музыканты («Хассак», «Аркайым», Шаба, Satzhan Project, «Алдаспан», «Тигрохауд») и практически звезды (Асылбек Енсепов, The Magic of Nomads, Едиль Хусаинов, «Туран», Ulytau).

Сатжан Шаменов. Лидер серии уникальных коллабораций в рамках Сатжан проджект.jpg

Можно я побуду немного занудой и проговорю базовую информацию? 

Дело в том, что ӘНДІGROUND ставила своей задачей показать разные стили и направления, которые живут здесь и сейчас. В эфире можно увидеть этно-фольк-группы, этно-рок, джазовые коллективы, кроссовер и поп – и это все наша современная музыка, это авторские композиции!


Если вам кажется, что вы не воспринимаете джаз, вам надо послушать инопланетян из Satzhan Project

У гостей программы оказалось много общего. ВСЕ музыкальные группы называли своей целью продвижение казахской культуры и народных инструментов, и почти каждая из них признавалась, что за рубежом они популярнее, чем в стране.

А теперь рубрика «удивительное и прекрасное рядом»:

– 80% коллективов не используют нотную запись (к радости музыковедов, переживающих за потерю устной традиции);

– все группы свободно импровизируют (в разной степени, конечно);

– мультиинструментализм или владение сразу несколькими инструментами является почти нормой для казахстанских современных групп (так, в составе этно-групп из пяти человек имеется около 30 инструментов!);

– они блестяще знают традиционную музыку, историю Казахстана, свободно говорят на двух-трех языках;

– они создают новые инструменты (электрогитара у «Алдаспан» и электрокобыз у Layla-Qobyz), реконструируют древние (керней у «Хассак»), вводят в музыкальную практику редкие инструменты других народов (rain maker у «Туран», spring drum у Steppe Sons и hang drum у Ethno5)

Неожиданно ӘНДІGROUND привлек внимание сегодняшних магистрантов и докторантов творческих вузов как источник важной информации. Если сопоставить программы, то можно услышать, насколько по-разному понимают импровизацию музыканты; две противоположные трактовки импровизационности можно услышать от музыкантов, воспитанных на традиционной музыке, и от музыкантов, выросших на джазе. 

Дерзкая Layla-Qobyz уверена, что у ирландской и казахской музыки много общего-2.jpg

«Турановцы» сочиняли композиции на глазах, импровизируя на заданный образ; Egiz toby жонглировали партиями, с полувзгляда подхватывая мелодии друг друга (эти ребята – близнецы, и действительно чувствуют и читают мысли друг друга); тромбонисты на глазах раскладывали любую композицию на четыре ярких и равноценных партии…

Да и по поводу джаза мнения разделились: для одних казахская музыка и джаз – это близнецы, а для других – две автономные вселенные, соединение которых дает уникальный результат.


Камера замучилась ловить летающие на бешеной скорости пальцы близнецов-гитаристов

«Живой звук» – это изысканное, особенное удовольствие, но как трудно с ним работать… А когда каждый дубль разнится не только темпом, но и самим музыкальным текстом – усталость сменяется азартом: «Серьезно, вы опять сыграете все по-другому?». И они играют! Все дубли Satzhan Project звучали как разные композиции – одна круче другой. Монтаж превращался в трагедию из-за невозможности выбрать только один фрагмент, эх…

О болезни Едиля Хусаинова я узнала от него самого, по телефону. Он прилетел в Алматы на обследование и решил записаться в программе, несмотря на проблемы со здоровьем. Мы знали, что Едиль болеет, но не знали, насколько серьезно. Мы выбрали удобное время, собрали съемочную группу и музыкантов, договорились, что необходимый укол сделаем прямо на площадке. Но утренний звонок изменил все планы:

– Извини, что-то мне совсем нехорошо, я не смогу приехать…

Музыканты, которые давно играют с Едилем, предложили: «Давайте, подождем пару часов. Возможно, после обеда ему станет легче». Послеобеденный звонок оказался успешнее:

– Давай попробуем, играть не смогу, но ответить на пару вопросов постараюсь, – сказал в трубку Едиль.

Едиль Хусаинов.jpg

Рванули на машине за Едилем, пообещали семье регулярно поить теплым чаем с бауырсаками, привезли на площадку, но… как быть с живым звуком? Такие дни и минуты запоминаются навсегда, как проявление силы духа и осознание призвания музыканта, как доказательство магии музыки. Едиль пил чай и смотрел на разыгрывавшихся музыкантов. Сатжан сразу сказал: «Он не удержится, и захочет играть, он сможет играть». Я не поверила, но глаза Едиля загорались, он подошел к ребятам поговорить, и потом:

– Я хочу играть.

– Едеке, точно? Это не будет слишком большой нагрузкой для вас?

– Все хорошо, я сыграю только одну композицию.

Мы боялись нарушить волшебство, и, почти не дыша, быстро выставили камеры. Едиль сыграл одну композицию, потом вторую, потом третью… Это был подвиг и чудо, лекарство для всех присутствующих и, кажется, для самого Едиля, который становился все подвижнее с каждой новой композицией.


Суровые сердца таяли под переборы жетыгенов девчонок из Assyltas

Похожая история случилась с еще одним прекрасным музыкантом, который тоже серьезно болен, но продолжал и продолжает играть. Это герои нашего времени, герои нашей страны – скромные, невероятно талантливые, прекрасные в своей любви к музыке. Кто-то ехал на программу из Нур-Султана, кто-то из Талдыкоргана, за время карантина они все соскучились по концертам и живой музыке.

Ошеломительно харизматичные Асылбек Енсепов, Едиль Хусаинов и Газиза Габдрахимова рассказывали истории, по которым можно снимать кино, да их самих надо снимать в кино (!!!) – там океан артистичности, тонкое чувство юмора, неповторимые пластика тела и мимика. Настоящие «фирмачи», они «переполнены» историями, знаниями, опытом, которые можно и нужно транслировать обществу.


Маг Асылбек Енсепов был на программе как заклинатель змей, слушали его как зачарованные три часа

Практически каждую группу можно назвать новаторами и экспериментаторами – в стилистике и технике, в создании новых инструментов и неожиданных аранжировок, в музыкальных приемах и комбинациях жанров. Девчонки из Assyltas играют на жетыгене используя домбровую технику, в руках близнецов Egiz toby гитара превращается в кахон, а у кобызистов инструмент вообще заменяет целый мир живой и неживой природы.

Особенно интересно было понять принципы работы каждой группы с музыкальным материалом, ведь почти все они обращаются к традиционным песням и кюям, к легендарным историческим персонажам и темам. Так, «Алдаспан» принципиально не меняют форму кюя, роковое звучание кюев Курмангазы или Таттимбета достигается только с помощью аранжировки. Layla-Qobyz, наоборот, свободно варьируют форму, сохраняя каркас основной темы кюя или песни. «Тигрохауд» складывают современные версии легендарных эпосов. Steppe sons берут Коркыта как образ, приходя к звучанию кюя (к прямой цитате) только в кульминации композиции. А Шаба «позволяет» себе добавить припевные распевы, например, в песнях Биржана, только по согласованию с авторитетными старшими коллегами… Традиционная казахская культура в головах ребят – не музейный неприкосновенный экспонат, а живое развивающееся явление и источник вдохновения.


«Алдаспан» пришли ураганом, смели все сомнения по поводу реальности казахского рока

Откровения и сожаления музыкантов касаются острых вопросов. Нехватка современного актуального материала от профессиональных композиторов приводит квартет тромбонистов к необходимости создания самостоятельных аранжировок и пьес. «Тигрохауд» открыто озвучивают проблему отношения общества к народным инструментам, мы все вроде любим их, но на праздниках музыкантов размещают у входа (типичная картинка любого тоя). 

Практически все музыканты признавались, что получают больше признания и популярности за рубежом, чем в своей стране.

Если тромбонисты организуют квартет, значит тромбонов будет не четыре-2.jpg

Группы, представленные в ӘНДІGROUND, – это показательный срез современного состояния массовой музыки в Казахстане. И опыт этой программы позволяет с гордостью и большой верой в будущее принимать наше звучащее «сегодня». Прогрессивные, талантливые, музыканты находятся в состоянии перманентного поиска и самообразования, одновременно изучая прошлое и формируя будущее. Они с большим почтением называют имена Курмангазы и Биржана, Болата Сарыбаева и Ахмета Жубанова, Майлза Дэвиса и Битлз… И, кстати, мы услышали десяток интерпретаций песен Абая!

Группы настолько разные, что они не конкурируют друг с другом, а сотрудничают! Не представляете, как приятно было наблюдать симпатию и уважение музыкантов друг к другу. Такое «музыкантское братство» – почти гессевская Касталия.


В музыку можно прийти из археологии и истории. Как «Тигрохауд»

Факт, что на государственном канале появились лица разных (иногда – кардинально разных!) музыкантов, – это веяние времени и позиция руководства канала. Вот уж когда есть желание сказать искреннее спасибо Ляззат Муратовне Танысбай и Азамату Кенесулы. Так что – СПАСИБО!

А возвращаясь к своему «эпиграфу», хочу предложить отдать ребятам больше эфирного времени и концертных площадок, потому что 80% информации и прекрасной музыки осталось за кадром…

Почти бездыханная съёмочная группа в конце съемочного дня-2.jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Выдержанное кино
ВЫДЕРЖАННОЕ КИНО
445 0 0
Булат АЮХАНОВ: скромность украшает унитазы
Булат Аюханов рассказал о новом спектакле и о дружбе с Рудольфом Нуреевым.
3591 0 0
«Акиматизм» в искусстве
Валерия Ибраева: самовыражение – не задача для художника.
3290 0 0
Чувство чести
Посмотрите на опутанный колючей проволокой забор «Казахфильма»…
6386 0 0