просмотров 1791

Лопатка Судьбы

Опубликовано: 22 Мая 2020 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Нур-Султан
Лопатка Судьбы
mass.mn

А вы знаете, что казахские прорицатели-жауырыншы занимались скапулимантией или омоплатоскопией? Оказывается, есть специальные научные названия гадания по бараньей лопатке (жауырын), потому что его практиковали не только тюрки, североамериканские индейцы, тибетцы, но и древние греки. Сходство в этом вопросе с тибетцами и индейцами объясняет общая история, да и древние греки, по всей видимости, имели прототюркский субстрат, по крайней мере уже в 1970-е годы фольклорист Едиге Турсунов указывал на удивительное сходство некоторых эпизодов казахского эпоса с творчеством Гомера.

В «Этнографической энциклопедии» («Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі») отмечается, что лопаточная кость имела особое место в быту и верованиях наших предков. Мясо на лопатке включалось в почетные блюда, но как второстепенная часть (мүше). В знак уважения лопатку подавали мужчине, который специально приехал осведомиться о положении своей замужней сестры. Обглоданную лопатку надо было обязательно надрезать «жауырынның жолын ашу», прежде чем отдать собакам. Делать это должен был хозяин дома или его сын, иначе их ждали неудачи. Но запрещалось делать это ночью, чтобы не «открыть дорогу ночному вору, конокраду». 

Лопатки, как и запястья, у казахов связываются с физической силой: «жауырыны қақпақтай» говорят об очень сильном человеке, «жауырыны жерге тимеген» о борце, который никогда не проигрывал. Широкая плоская кость использовалась как совок и скребок, лошадиные и коровьи лопатки использовались при обучении письму вместо тетради. Лопаточная кость использовалась и как оберег-тумар для дома или скота.

03.jpg

Я спросила у знатока этнографии, поэта Ербола Алшынбая, как объясняют сейчас это особое отношение к лопаточной кости. Он ответил, что в народе есть выражение «лопатка – зеркало». Видимо, оно связано с гаданием по бараньей лопатке, которое раньше было широко распространено. 

У казахов было два способа гадания по лопатке. Во-первых, баранья лопатка (жауырын) обжигается на огне, и предсказание делается по характеру трещин на кости. Во-вторых, по особенностям строения бараньей лопатки (сваренной или сырой) предсказывали, будет ли плодиться тот или иной вид скота у хозяина дома, разбогатеет ли он. Говорят, были предсказатели, которые могли делать такое предсказание даже по лопатке, неочищенной от мяса.

Существует ряд терминов, означающих те или иные фрагменты лопатки. Путешественник и тюрколог Григорий Потанин зафиксировал наиболее распространенные толкования трещин на разных участках обожженной лопатки.

02.jpg

Гадание по обожженной лопатке было важной частью военной магии и военной ритуалистики. Раньше в каждом военном отряде был свой жауырыншы. Он должен был предсказывать благоприятное время для выступления в поход, в какой стороне находится противник, маршрут его движения, в каком месте следует сделать засаду или дать бой. 

Озеро Жасыбай в Баянауле, по сведениям «Этнографической энциклопедии», названо в честь прославленного батыра и жауырыншы эпохи Аблай-хана, который проиграл в своеобразной дуэли, был обманут джунгарским жауырыншы. В книге Турсунова «Истоки тюркского фольклора», правда, дается другая информация: батыр Жасыбай велел жауырыншы своего отряда погадать, будут ли калмыки контратаковать, а сам разлегся на огромном валуне. Жауырыншы, глядя на лопатку произнес:

На верху камня один батыр
Беспечно развалился, что ли?
С северной стороны его кровный враг
В него прицелясь, выстрелил что ли?

И в этот момент в лоб Жасыбая вонзилась вражеская стрела.

Прорицания делались в стихотворной форме, Едиге Турсунов считал, что сказители эпоса «жырау, жыршы» восходят к «жауырыншы».

01.jpg

В сказке «Боран батыр» (точнее, по жанру это скорее осколок эпоса) казахи догоняют калмыцких аламанов, угнавших табун. Казахский жауырыншы смотрит на лопатку и говорит, что калмыки совсем рядом, можно не торопиться. Но в калмыцком отряде жауырыншы увидел приближающуюся погоню, и калмыки начинают уходить быстрее, не останавливаясь на привалы. Тогда казахи переворачивают седла задом наперед, и калмыцкому жауырыншы кажется, что казахи повернули назад, калмыцкий отряд замедляет свое отступление. Получается, что жауырыншы видели не воинов и лошадей, а именно переднюю луку седла?

Передней лукой назад седлают только лошадь умершего человека, которую готовят для жертвоприношения на годовых поминках и на которой во время кочевки закрепляют тұл – что-то вроде чучела покойного в его одежде. Идея здесь такая, что на том свете все наоборот: батыр становится плешивцем – тазша, тулпар – паршивым стригунком, битая посуда – целой, повернутое назад седло принимает нормальное положение. Можно было бы подумать, что поворачивание седла при погоне – это чисто мифологический мотив, но упоминается он не только в сказке, но и в легендах о батыре Жасыбае.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Женщина-пленница
В степном ландшафте девушки и молодые женщины были главной целью набегов на соседей.
11822 0 0
Беташар жениха: забытая симметрия в свадебных обрядах
В старину не только невеста, но и жених проходил через ритуал «беташар».
4796 0 0
Вечная история в необычном романе Дастана Кадыржанова
Евангелие от Дастана эпохи глобализации
2164 0 0