просмотров 231

Режиссер Владимир Мирзоев: иногда молчание равносильно предательству

Опубликовано: 08 Июня 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Режиссер Владимир Мирзоев: иногда молчание равносильно предательству
Владимир Мирзоев

Российский режиссер Владимир Мирзоев ставил спектакли в таких знаковых театрах, как Ленком, Московский драматический театр им. Станиславского и Театр им. Вахтангова. Впрочем, он известен не только своими работами в театре и кино, но и смелыми высказываниями на остросоциальные и политические темы. Мирзоев уверен, что в некоторых случаях молчание равносильно предательству. Узнать подробнее о взглядах режиссера по поводу театра, актерской профессии и современного общества можно в его новой книге «Апология театра».

Книга, состоящая из небольших высказываний режиссера по разным вопросам, писалась на протяжении пяти лет. Поэтому ее фрагменты проникнуты разным настроением. Этот труд будет интересен не только российской, но и казахстанской публике, которая познакомилась с Владимиром Мирзоевым в 2012 году, когда он привозил в Алматы свой фильм «Борис Годунов». Картина поднимала извечные проблемы диалога народа и его вождей, затрагивала кризис легитимности власти и не обходила стороной острые углы. Тогда Владимир Мирзоев дал интервью автору этих строк. Теперь пришло время повторить наш разговор.

– Владимир Владимирович, когда-то вы показали алматинцам свой фильм «Борис Годунов». А как вы относитесь к одноименному спектаклю Константина Богомолова, который шел в театре Ленком?

– Я не видел конкретно эту постановку, но очень неплохо отношусь к творчеству Богомолова. Например, мне нравится его спектакль «Карамазовы». Он интересен по форме. Это такой кентаврический жанр – телевидение в гостях у театра. Хочется отметить и прекрасные актерские работы. (За роль Федора Павловича наш земляк Игорь Миркурбанов получил перстижную театральную премию «Золотая маска». – Авт.) А Достоевский всегда актуален и бьет в самое сердце.

– В своей книге вы упоминаете и известного поэта, уроженца Казахстана Бахыта Кенжеева…

– Понятно, что сейчас поэзия не так популярна и не собирает стадионов. Но я рекомендую почитать Алексея Цветкова, Ивана Жданова, Ольгу Седакову и Бахыта Кенжеева, конечно. Он входит в десятку лучших поэтов, по моему мнению.

– Вы сняли цикл антиутопий «Этюды о свободе» для российского телеканала «Дождь». Какой самый необычный отклик вы получили на них?

– Он звучал так: «Это похоже на советский сатирический журнал «Фитиль». Люди, с которыми я общался на просмотрах, реагировали по-разному: одних эти короткие истории напугали, других развеселили, третьи пожали плечами. Мол, ну и что?

– Что для вас значит свобода?

– Свобода делает человека субъектом, без нее он – объект, которым легко манипулировать.

– Вы – человек со смелой позицией как в искусстве, так и в жизни. На ваш взгляд, смелость – это врожденное качество? Как вы сами учились быть смелым?

– Я не считаю себя особенно смелым человеком, скорее наоборот: я робею на публике, склонен к компромиссам, считаю, что худой мир лучше доброй ссоры. Но бывают ситуации (и времена), когда ты не можешь сидеть и молчать, когда молчание равносильно предательству всего, что тебе дорого. Такое молчание разрушает тебя и как человека, и как художника.

– Как художнику выжить в этом кафкианском абсурдном мире, чтобы сохранить в себе человека, но в то же время не быть раздавленным власть имущими, обстоятельствами?

– У меня нет универсального совета. Скажу только, что потерять дар очень легко и происходит это незаметно.