Как уже сообщал «ЭК» со ссылкой на The New York Times, находившийся в автономном режиме беспилотный автомобиль калифорнийской компании Uber впервые сбил насмерть человека.
Это произошло ранним утром 19 марта в Темпле, пригороде столицы американского штата Аризона Финиксе на дороге общего пользования. Машина на ходу ударила перебегавшую в неположенном месте женщину с велосипедом, которая вскоре скончалась в больнице. Уже через несколько часов компания Uber Technologies, владелец авто, объявила о приостановке тестирования всех своих беспилотников в Сан-Франциско, Финиксе, Питтсбурге и Торонто. Но уже на следующий день, 20 марта, полиция фактически оправдала технику.
По словам шефа полиции, ни камеры, ни водитель внутри авто не заметили 49-летнюю бездомную женщину с велосипедом в руках. О том, что произошло ДТП, стало очевидно только после звука сильного удара.
Но много вопросов остается открытым.
Начнем с того, что смерть на дороге с участием беспилотника – не первая. В мае 2016 года не чей-нибудь, а всемирно известной, также калифорнийской компании Tesla автомобиль в режиме автопилота столкнулся с многотонной фурой на магистральной трассе в штате Флорида. Тесловская Model S буквально влетела под прицеп грузовика и со смятой крышей врезалась в электроопору на обочине. Тестировавший машину водитель Джошуа Браун погиб на месте.

Расследование этой аварии продолжалось семь месяцев с участием Национального управления безопасности движения США (NHTSA). Но в январе 2017 года дело было закрыто, как говорится, за отсутствием состава преступления. В докладе NHTSA говорилось, что в автомобилях Tesla не обнаружено дефектов, представляющих серьезную угрозу безопасности водителя и пассажиров, в связи с чем дальнейшее изучение вопроса «не оправдано».
“ Почему Tesla объявила об аварии подконтрольной машины со смертельным исходом в начале мая 2016 года – лишь через полтора месяца? ”Специалисты NHTSA установили, что до столкновения у Брауна было по меньшей мере семь секунд, чтобы увидеть препятствие, переключить управление на себя и принять меры для предотвращение аварии. А представители Tesla предположили, что ни водитель, ни аппаратура автомобиля не увидели прицеп белого цвета на фоне яркого неба или приняли его за висящий дорожный знак, из-за чего не включились тормоза.
Примечательно, что и ЧП во Флориде назвали два года назад «первым в мире» смертельным ДТП, где присутствовал беспилотник. И уже тогда возникали вопросы, на которые нет ответов до сих пор.
Скажем, почему, согласно предварительному отчету NHTSA в июле 2016 года, автомобиль в режиме автопилота с Джошуа Брауном в кабине ехал со скоростью 119 км/ч (74 миль/час), тогда как на том отрезке пути максимально разрешенными были 104,6 км/ч (65 миль/час)? (Заметим, что аналогичный вопрос имеется и к Uber, беспилотник которого сбил женщину в Аризоне 19 марта сего года тоже на скорости, превышавшей ограничение). И почему сама Tesla объявила об аварии подконтрольной машины со смертельным исходом в начале мая 2016-го – лишь через полтора месяца?
Вопрос также в том, а была ли автокатострофа двухгодичной давности во Флориде действительно первым смертельным ДТП с участием беспилотника? Задать его позволяет громкий скандал, разразившийся в той же Калифорнии еще в 2015 году.
“ В США действует не особо афишируемый закон, разрешающий не разглашать детали инцидентов, связанных с испытанием технологий нового поколения. ”В центре его оказались Департамент транспортных средств штата и IT-гигант Google, также активно продвигающий беспилотные автомобили. Как оказалось, они многие годы элементарно скрывали подробности вообще всех аварий, в которые попадали тестируемые автономные гугломобили. И нехотя заговорили на эту тему лишь после того, как агентство Associated Press (АР) прямым текстом обвинило департамент в сокрытии общественно значимой информации.
А подробности обнаружились что ни на есть неприглядные. Оказалось, и департамент, и Google помалкивали на вполне законных основаниях! Как ни удивительно, но в США действует не особо афишируемый закон, разрешающий не разглашать детали инцидентов, связанных с испытанием технологий нового поколения. В том числе информацию о том, как показывают себя автобеспилотники на дорогах общего пользования. Закон гласит, что практически все сведения на эту тему являются конфиденциальными.
После того, как департамент в очередной раз отказался отвечать на вопросы AP, его журналисты подняли бучу, возбудив правозащитников и общественность. Агентство посчитало, что в данном случае требования конфиденциальности искажаются в ущерб интересам миллионов граждан, которые желают знать не только победные реляции, но нелицеприятные результаты тестов беспилотников.
Но в результате власти, а затем и Google лишь слегка приподняли завесу таинственности над испытаниями беспилотников. Департамент обнародовал детали шести инцидентов – лишь тех, в которых виновниками были явно водители других машин, без упоминания абсолютно всех имен участников ДТП.
По заверениям чиновников, ни одна из аварий не была достаточно серьезной, чтобы привести к травмам водителя, согласно правилам сидящего за рулем беспилотного автомобиля, людей в других машинах и пешеходов. Трагикомично, что все шесть аварий произошли в городах Маунтин-Вью и Пало-Альто, расположенных в Кремниевой долине, которая считается едва ли не самым высокотехнологичным регионом мира.
“ Гугломобили бегают по дорогам США с 2009 года, а Департамент транспортных средств Калифорнии начал официально выдавать разрешения Google и другим местным компаниям на их тестирование и требовать докладов об авариях только... с сентября 2014-го. И ни один из этих отчетов не был обнародован. ”А Google отреагировала вообще, можно сказать, неофициально. Лишь после того, как Associated Press предприняло собственное расследование и рассказало о трех ДТП с гугломобилями и моделью на базе марки Delphi, руководитель проекта беспилотных автомобилей компании Крис Урмсон сообщил в своем интернет-блоге, что в период между 2010 и июлем 2014 годов произошло восемь аварий таких машин.
О них вплоть до состоявшегося в июне 2015 года общего собрания акционеров Google официально не информировались ни Департамент транспортных средств Калифорнии, ни общественность. Причем на том собрании соучредитель компании Сергей Брин долго уверял, что в обнародовании подробных отчетов об инцидентах в ходе тестирования нет надобности: мол, ну вот Урмсон написал же о них в Интернете, чего ж вам еще?
Всплыло и то, что гугломобили бегают по дорогам США с 2009 года, а Департамент транспортных средств Калифорнии начал официально выдавать разрешения Google и другим местным компаниям на их тестирование и требовать докладов об авариях только... с сентября 2014 года. И ни один из этих отчетов не был обнародован.
Короче, оказалось, что применительно к последствиям использования новейшей автотехники далеко не все в порядке даже в США, которые так кичатся своими технологической продвинутостью, верховенством интересов потребителя, открытостью и «прозрачностью» властей и бизнеса. По горячим следам тех разборок в американских СМИ даже замелькал термин «калифорнийский синдром», которым некоторое время обозначали скопом все факты умолчания неоднозначных последствий использования новых технологий.
Не без влияния калифорнийского скандала американский автоэксперт Сэм Вильямсон написал и опубликовал в декабре 2015 года статью под красноречивым заголовком «Беспилотные автомобили. Кто будет нести ответственность за ДТП?».
Проще говоря, за беспилотниками, как и за всеми роботами, нужен глаз да глаз.