просмотров 4247

Казахстанский ювелир Нурдос Алиаскаров принял участие в цифровом показе мод в Англии

Опубликовано: 03 Марта 2021 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
Казахстанский ювелир Нурдос Алиаскаров принял участие в цифровом показе мод в Англии
Фото предоставлено Нурдосом Алиаскаровым

В Англии прошел цифровой показ мод с непривычным для британцев названием – Silk Road Fashion in London. На «Модном Шелковом пути» встретились дизайнеры из Казахстана, Великобритании, Кыргызстана, Кипра, Франции, Беларуси и других стран.

Nurdos_Aliaskarov_1.jpg

Среди видео, представленных для участия в показе (так проводятся многие недели мод в условиях пандемии), особое внимание обратил на себя ролик казахстанского ювелира Нурдоса Алиаскарова. Отказавшись от привычного «антуража», что почти всегда сопровождает коллекции национальной одежды и украшений: степь, юрта, беркут, девушка, – дизайнер поместил свои браслеты-блезик и тумары-обереги в богемную атмосферу современной художественной галереи. Неожиданным образом эта обстановка лишь больше «выпятила» и подчеркнула казахское национальное.

– Нурдос, как возникла идея снять ролик именно в таком ключе?

– Мы просто устали «плясать» под «Камажай». Всегда показывать казахские украшения под национальную музыку и – как это «должно быть»: спокойно, статично... и так бесконечно. Что и есть то самое консервативное мышление, от которого надо отходить, если ты хочешь создать в искусстве что-то новое. И если для этого приходится нарушать некие правила – почему нет?

В ролике Нурдоса Алиаскарова (съемка – Сергей Варыгин, музыка – Wolfram (Technica) правила даже не нарушены, а разрушены. До основания. Если попробовать пересказать этот, скорее, клип, чем видеопоказ моды, получится примерно так: в художественной галерее встречаются Скульптор (Санжар Досмамбетов), Художница (Асель Кенжетаева) и Модели. Общаясь друг с другом и с искусством (прежде чем остановиться на украшениях, камера скользит взглядом по картинам Асель), они примеряют кольца и подвески, особенно не разбираясь: мужские? женские?

IMG_1087.jpg Почему-то захотелось именно такого настроения, – рассказывает Нурдос Алиаскаров, – богемного. Мы нередко видим это в фильмах, читаем в книгах. О том, как жили до нас творцы: писатели и художники. Возможно, нам хотелось показать некую свободу, которая была у них и есть сегодня у нас, по крайней мере, в творческом мышлении. 01.jpg

В том, что у самого Нурдоса есть эта свобода творческого мышления, сомневаться не приходится. Он органично и вольно миксует в своих изделиях традиционные формы старинных казахских украшений с непривычным, на первый взгляд, наполнением. Так на длинных казахских серьгах и браслете из серии «Баян» появился... крест. 

Именно так назвали «добрые» комментаторы в социальных сетях древний солярный знак, известный как «свастика». То есть «солнцеворот», символ солнца, пожелание благоденствия – это его использовал Нурдос в своей эффектной работе, где традиционные казахские серебро, бирюза и сердолик оттеняются ярко-синей эмалью.

IMG_1091.jpg

Ювелир вообще любит использовать технику горячей эмали, «раскрашивая» традиционные, порой суровые до аскетичности казахские украшения. А иногда, наоборот, дает возможность «говорить» только металлу и форме, как в его обручальных кольцах или перстне с именной печатью – эдаком «кольце всевластия» на казахский лад. 

В результате появляются совершенно разные коллекции, которые, тем не менее, идеально сочетаются между собой, как в видео для Silk Road Fashion in London, где мундштук 10-летней давности, которому почему-то «не везло» с показами, соседствует с набором «Восточные сказки», созданным во время карантина.

02.jpg Все дело в том, что, даже когда я пытаюсь нарушать каноны традиционного казахского стиля и добавлять свое, «на выходе» у меня все равно получится этника, – признается Нурдос. – И для европейского зрителя – а мы и на него рассчитывали, снимая это видео, – все эти украшения в одном стиле. Кстати, это еще один ответ на ваш вопрос: почему ролик получился именно таким? Хочется показать европейцам, что мы сегодня мало чем отличаемся от них и давно не живем в юртах, как принято считать. Надеюсь, что они все поняли правильно. IMG_1088.jpg

– А не было опасений, что вас неправильно поймут свои, казахстанцы?

– Мне, наоборот, хотелось, чтобы в ролике были «шершавые» моменты. Чтобы зрителя «зацепило», и он мог сказать что-нибудь, возможно, не совсем приятное для меня – мне это будет интересно. А что до опасений: всегда есть и будут сильно фанатичные ребята, которые ругают девушек: «Эй, не выходите замуж за иностранцев». Наверное, можно что-то из этой серии сказать и про наш ролик – ну и что? Ну а что делать? У меня вообще следующий проект… Не буду сейчас раскрывать подробности, но есть одна идея, где, наверное, для меня будет еще больше риска...

IMG_1094.jpg

Можно было бы задать Нурдосу вопрос: а зачем рисковать? Но ответ и так ясен. Он хочет, чтобы старинное казахское ювелирное искусство продолжало жить. А это возможно только в развитии. 

Меняя детали и подробности, современные ювелиры сохраняют суть старинных казахских украшений: впрочем, Нурдос называет эту суть духом. Сильным духом.

IMG_1092.jpg Помните, как в мифе о Персее и горгоне Медузе? Он расправился с ней, заставив посмотреть в зеркало, и она сама себя превратила в камень. Переводя на современный язык: зеркальный щит отразил плохую энергию. То же и с нашими украшениями: может, кто-то сочтет это суеверием, но такую вещь, как энергетика, нельзя отрицать. Я убежден, что украшение может отразить направленную на его владельца негативную волну, причем отправить ее так далеко, что она отразится на самом источнике этого негатива. То же самое с позитивной энергетикой: украшение ее еще больше усиливает. Так было когда-то. И так есть сейчас. Быть может, это иллюзия, которую я сам себе придумал, но, когда я беру в руки украшения наших больших мастеров, я чувствую этот дух. Наверное, поэтому мне так интересно заниматься тем, чем я занимаюсь...
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале