просмотров 1545

На подиуме Тараза встретились Восток и Запад

Опубликовано: 16 Октября 2018 Автор: Галина ВЫБОРНОВА | Тараз
На подиуме Тараза встретились Восток и Запад
© Ольга ЩУКИНА

Отшуршали шелка, отструились шифоны, отпорхали длинноногие пери, смолкли аплодисменты. В Таразе завершилась Международная неделя моды Aspara fashion week. Четыре незабываемых вечера подарили таразским зрителям 33 дизайнера одежды из 18 стран, воплотивших свои самые смелые фантазии в новых коллекциях, которые уже через три-четыре месяца могут стать нашей повседневной одеждой.

Расставание было теплым и душевным. Обогащенные новыми идеями и знакомствами участники наперебой признавались в любви к Таразу и договаривались о новых встречах.

Тараз – это не просто точка в пространстве, это сердце дружбы народов, – поделилась впечатлениями модный эксперт из Узбекистана Гульнара Мухамедова. – Я чувствовала себя здесь как дома. Узбекистан – такая же дружелюбная страна. И открою вам секрет: следующая Aspara fashion week пройдет в Ташкенте.

Приятное известие! Во-первых, Ташкент рядом, а во-вторых, определение места проведения следующего мероприятия говорит о том, что Aspara fashion week заняла свою нишу на международном модном подиуме и прочно на ней укрепилась. Но чем же она берет, эта неделя моды под эгидой Aspara? Что в ней такого особенного, заставляющего с ней считаться?

Посетив модные показы, я сделала некоторые выводы, которыми хотела бы поделиться. Но сначала о коллекциях. И о тенденциях.

4.JPG

Первой по праву была представлена коллекция весенне-летней одежды главного организатора и идейного вдохновителя этого мероприятия Айдархана Калиева. Калиев – известный человек в мире моды, единственный из центральноазиатских модельеров создатель мирового бренда Aspara. Это слово и дало имя недели.

– Аспара – это название древнего городища в Меркенском районе, откуда я родом, – пояснил Айдархан. – Есть там село Нововоскресеновка – сейчас оно названо именем Андас батыра. Там я и родился. Аспаринские корни переплели все мое творчество.

И это не просто слова. На подиуме мы видели белые, как снежные вершины меркенских гор, одежды с вышитым растительным узором. Но это не обычный орнамент – на струящихся шелке и шифоне у Айдархана Калиева переплелись тюльпаны Грейга, произрастающие только в здешних краях, и петроглифы гор Каратау. Другого такого рисунка в мире больше нет.

Этника пронизывает все коллекции узбекских модельеров, что неудивительно. Узбеки – весьма традиционалистский народ, и в своей повседневной одежде предпочитают видеть древний орнамент и национальный стиль. Платье свободного покроя (платье-халат), шальвары, тюрбан, тюбетейка… Но если сюда добавить пару европейских фишек (высокий каблук, оригинальная шляпа), получится самый что ни на есть авангард, что и выдала на подиум дизайнер Елена Ладик. Ее коллекция сезона весна-лето – яркая, колоритная, органично сочетающая этнику и модерн, произвела настоящий фурор.

В перерыве мы поинтересовались у Елены, какие соки напитали ее творчество. И оказалось, что, как и в случае с Айдарханом Калиевым, дизайнера поили живительные источники ее малой родины – города Самарканда.

– По специальности я искусствовед, окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, – рассказала о себе Елена. – Тринадцать лет назад у себя в Самарканде я открыла арт-галерею «Счастливая птица» и за эти годы собрала богатую коллекцию тканей. Это поистине уникальные натуральные ткани, которые наши запасливые узбекские женщины хранили в своих сундуках: крепдешин, шифон, бекасаб… Им по 20–30 лет, и каждый кусок такой ткани хранит свою историю, которая начинает жить в изделии.

– Елена, вы – славянка. Как вам удается постичь восточную душу и так мастерски передать в костюме тончайшие особенности этой души?

– Все очень просто. Меня с детства окружают люди из кишлаков, среди них мои лучшие подруги. И я очень люблю этот цветной, теплый, красивый мир.

Столь же триумфальный поход на Восток предприняла и дизайнер из Бишкека Татьяна Воротникова. Ее осенняя коллекция в серо-черной гамме – это наглядная встреча Запада и Востока. Европейская раскрепощенность, подчеркнутая стилем оверсайз, и азиатский традиционализм (модернизированный под осеннюю шапочку «шокуло» – головной убор кыргызской невесты) – все вместе это создает своеобразный евразийский костюм: оригинальный, выразительный, смелый и очень модный. На создание образа работает каждая деталь, будь то украшение в виде металлической узорчатой подвески, пряжки на поясе в сочетании с… домашними тапочками с помпоном.

DSC_0352.JPG

– Это мой стиль, – признается автор коллекции Татьяна Воротникова. – Я что сама люблю носить, то и предлагаю. А люблю я многослойность, чтобы одежду можно было комбинировать. При этом иногда возникают неожиданные решения.

– Как, например, тапочки?

– Вы заметили? А вообще тапочки появились так: уже перед самым отъездом я подумала, а что же на ноги-то? И пришла мысль: тапочки! Просто захотелось поприкалываться. Вот она такая наша модная девушка: встала с постели – сразу тапочки и головной убор! Это, между прочим, по-восточному. Или так: оделась, вышла на улицу, а тапочки снять забыла. Или не успела. При таком темпе жизни это уже штрих современности.

– А у вашей коллекции есть название?

– Да, она называется «Красные маки». Почему маки? Весной равнины Кыргызстана все усыпаны маками. А как этот цветок появился в моем костюме? Когда я уже подготовила коллекцию в темных тонах, которые я люблю, то мне показалась она мрачноватой. И я добавила яркие вкрапления в виде аппликации, вышивки – и получилось то, что надо. Я вообще-то художник, окончила наше художественное училище – сейчас это Национальная академия художеств Кыргызстана им. Садыкова. Я пишу картины, изготовляю ювелирные изделия, вяжу, еще и учу этому. Я уже много лет сотрудничаю с Айдарханом Калиевым и с удовольствием приняла его приглашение поучаствовать в Aspara fashion week. Здесь прекрасная атмосфера единомышленников, здесь дизайнеры получают творческий заряд. И мне так нравится все это, я окунаюсь в свою жизнь, я просто здесь кайфую!

5.JPG

…Каждый день модной недели нес с собой новые впечатления. Тенденции просматривались довольно четко. С одной стороны, это этника, национальные традиции, привязка к местности, евразийство. С другой – разрушение стереотипов и свежий взгляд. То есть если в коллекции кутюрье из Франции Гийома Кристофа мы увидели ожидаемую французскую изысканность, шик, европейский классический силуэт, в нарядах от владелицы бренда Balossa Индры Каффеманайте – итальянские изящество и утонченность, в костюмах крымского дизайнера Низе Эрмишах – морские мотивы, явленные через сине-бело-красную полоску, то другие коллекции удивляли неожиданными трактовками. Так, оказалось, что Германия вопреки устоявшемуся представлению о скучных черно-серых тонах ее повседневности, может быть разноцветной и яркой. В голландской коллекции на зрителя прямо-таки брызнули тропики, читающиеся в оранжево-зеленом растительном узоре, крылатой легкости воланов и рюшей (что, впрочем, неудивительно: создатель костюмов Кармайкл Байфилд – афроевропеец), а Таиланд, напротив, блеснул вечерними коктейльными нарядами с блестками, перьями и кружевами.

6.JPG

Но особенно изумил и порадовал наш казахстанский дизайнер, основатель дома моды «Зекен-мода» Кайролла Абишев своей коллекцией спортивной одежды. Серо-бело-голубые тона с красными полосками и вставками, подчеркнутая геометричность и все тот же оверсайз придавали его творениям супермодный вид.

– В вашей коллекции есть что-то космическое, модели выглядели в ней «гостями из будущего»…

– Это я и стремился донести! – восклицает Кайролла. – Я хотел показать Казахстан с другой стороны, ведь он так многогранен. Это не только степи, горы и кочевники, но еще и наши спортивные достижения. Это Ильин, Головкин, Денис Тен, которому я в свое время шил костюм. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, голубой – движение и темп, с которыми поднималась наша столица Астана. И красный – цвет крови, цвет энергии. Я думаю, такая одежда дала бы нашим спортсменам мощный импульс для новых рекордов.

7.JPG

– А что означает название вашего бренда?

– Зекен Абишев – это имя моего отца, очень разносторонней личности. В числе его увлечений – музыка, поэзия, чеканка, токарное и слесарное ремесло. Он-то и привил мне любовь к творчеству. А эту коллекцию мы создавали вместе с моей ученицей, кстати, уроженкой Тараза, Акботой Токтасыновой – очень талантливой и перспективной.

Вот так и рождается мода – не только на подиуме, а еще и в общении дизайнеров друг с другом, в осмыслении увиденного и, конечно, в путешествиях наших зарубежных гостей по региону, где они знакомились с жамбылскими достопримечательностями, историей, культурой и жизненным укладом (здесь надо отдать должное управлению туризма акимата Жамбылской области, возглавляемому Карлыгаш Аралбековой). Оценку увиденному дал фэшн-фотограф из Милана Дуглас Бассет:

– Тараз – настоящий центр моды. И она всегда здесь присутствовала, потому что этот город издревле находился на Великом Шелковом пути и модные караваны шли с востока на запад и с запада на восток. Пролетели столетия, и сейчас уроженец здешних мест Айдархан Калиев смог собрать в этой точке планеты людей, занимающихся модой, и получилась такая большая модная семья...

А вот что думает по этому поводу сам Айдархан Калиев:

– Сегодня Европа едет за идеями в Азию. Она их получает и одновременно питает восточную фэшн-культуру своими идеями. Происходит такое взаимопроникновение и взаимообогащение, и эта космополитичность находит отражение в костюме.

– Нынче модно... Закончите фразу.

– Одним предложением не скажешь. Сейчас настолько все перемешалось – стили, направления... Видимо, это связано с динамикой жизни. Поэтому, наверное, самый популярный сегодня стиль – это кэжуал. Повседневная одежда, удобная и практичная, в которой могут сочетаться несочетаемые, казалось бы, элементы – деним и кружево, вельвет и шифон, в которой приветствуются этника и орнамент. И моя дизайнерская функция в этом стиле – пропагандировать народный костюм.

– Коль уж мы ведем разговор о моде: чего нам ждать в предстоящем сезоне весна – лето 2019?

– Будет модно все, что подчеркивает женственность и индивидуальность. Приветствуется этника и рукоделие. Люди устали от чопорных и безликих вещей. Хочется больше яркости и колорита в одежде.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале