просмотров 5131

В Алматы вспомнили древний тенгрианский праздник

Опубликовано: 23 Декабря 2020 Автор: Гульнар ТАНКАЕВА | Алматы
В Алматы вспомнили древний тенгрианский праздник
Слева направо: Зауре Табанова, Асем, Абулхаир Жараскан / Фото Гульнар ТАНКАЕВОЙ

Если старинные праздники возрождают – значит, это кому-нибудь нужно. 21 декабря в Media Cafe в Алматы прошла лекция-концерт «Тәңірім» («Мой Тенгри»), где нам напомнили: в День зимнего солнцестояния нужно помогать свету победить тьму.

Потому что, если все получится, после этой ночи (самой длинной в году) и этого дня (самого короткого) солнце начнет подниматься над горизонтом все выше, ночи будут короче, дни длиннее, и так – до Наурыза, дня весеннего равноденствия и главного тенгрианского праздника.

Девять лет назад именно тема Тенгри объединила организаторов нынешней лекции-концерта «Тәңірім»: тогда художник-реставратор Крым Алтынбеков, кобызист Ерлан Сабитов, рок-певица Асем, домбрист Абулхаир Жараскан вместе с учеными и кинематографистами отправились в экспедицию по пути Чингисхана.

4. Ерлан Сабитов.jpg

Запланированным результатом стал документальный фильм Рустема Абдрашева «В поисках Тенгри», а неожиданным – появление новой этнофольклорной группы, в которую вошли Асем, Ерлан Сабитов и Абулхаир Жараскан. С выступления этой группы (ее так и назвали – «Тенгри») начался концерт в День зимнего солнцестояния. А продолжился лекцией реставратора и реконструктора Элины Алтынбековой о работе научно-реставрационной лаборатории «Остров «Крым»» над уникальной исторической находкой – «Уржарской жрицей».  

Напомню: это та самая жрица, из-за которой в 2013 году остановили строительство автодороги на юге Восточно-Казахстанской области. Выполняя правила, подрядчики сначала позвали ученых, чтобы те подтвердили: археологических памятников нет, можно копать. Вот только тогда оказалось, что копать нельзя – ученые обнаружили древнее захоронение. Начав работу, они увидели нечто похожее на головной убор «Золотого человека» и позвонили Крыму Алтынбекову.

3. Певица Асем.jpg

То, что происходило дальше, достойно еще одного документального фильма: как извлекали и перевозили материал – так, что ни один фрагмент не сдвинулся с места; как определяли, из какой ткани была сшита одежда найденной женщины (из китайского шелка и местной шерсти); как обнаружили, что у нее на голове было что-то вроде тиары; и, наконец, как поняли, что она была осыпана семенами, а рядом лежал папоротник.

Делая реконструкцию Уржарской жрицы, Крым Алтынбеков вложил папоротник ей в руки. И сегодня эта реконструкция поражает воображение. Быть может потому, что эта женщина на самом деле была немного волшебницей, а скорее – потому, что ее облик восстановил настоящий художник. Говорят, что художники-реставраторы – они чувствуют, как человек выглядел. Просто знают – и все.

2. Элина Алтынбекова.jpg Мы, как шерлоки холмсы, по разным уликам узнаем, но не как человек умер, а как он жил и во что верил, – сказала на лекции Элина Алтынбекова.

Судя по всему, Уржарская жрица верила во что-то хорошее. А как бы иначе через 2300 лет после ее смерти реставратор Крым Алтынбеков смог бы сделать такой чудесный ее портрет? А поэт Бахыт Каирбеков – написать стихи: «Ты явилась из мрака лучистой, праха, тленья, забвенья сильней...».

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале