просмотров 1425

За тремя гусями...

Опубликовано: 04 Августа 2018 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Астана
За тремя гусями...
Кадр из анимационного цикла «Қоңыр қаз»

С июля на телеканале «Балапан» идут анимационные ролики цикла «Қоңыр қаз», которые преследует сразу три цели:

1.       Открыть нашим детям (и взрослым) мир традиционной казахской музыки, мир кюя.

2.       Рассказать о птицах и зверях, о природе Казахстана.

3.       Рассказать о культуре наших предков, о менталитете кочевников, о их любви к природе.

Удастся ли в двадцати 3–5-минутных роликах достичь сразу трех целей? Мне бы очень хотелось этого, потому что идею мультиков по кюям о животных и птицах я первый раз высказала около двадцати лет назад, а к ее реализации удалось перейти только теперь, когда телеканал «Балапан» возглавила молодой, креативный директор – поэт и бард Макпал Жумабай. 

Макпал Жумабай.jpg

Почему мы выбрали кюи именно такой тематики? Кочевники хорошо знали нрав и повадки домашних и диких животных. И в музыке не только выразили эти знания, но и могли музыкой влиять на поведение зверей. Например, документально зафиксировано, как кобызист успокаивает и излечивает взбесившуюся верблюдицу, заставляет ее, слушая музыку, расплакаться, принять осиротевшего верблюжонка, дать молоко (об этом ролик по кюю «Нар идірген» − «Доение верблюдицы», который сейчас находится в работе).

Индийский суфий и музыкант Хазрат Инайят Хан в своей работе о воспитании детей «Очищение ума» пишет:

Для умственного развития ребенка величайшее значение имеет знакомство с природой. Его не следует облекать в форму урока; это следует делать во время дружеской беседы. Расскажите ребенку о растениях, деревьях, насекомых, птицах, животных... Это пробуждает его интерес, и это развивает его знания, это углубляет его чувство природы; позже это достигает кульминации в пробуждении способности общаться с природой, что является главным для каждой души в ее духовном развитии. Душа, не близкая к природе, пребывает вдали и от того, что мы называем духовностью... Хазрат Инайят Хан.jpg

Создавая ролики, мы изучали литературу и документальные ленты о поведении животных.

Кюи о животных – прекрасный способ не только познать окружающий мир, усвоить гармоничное отношение наших предков к природе (что так важно в мире, находящемся на грани экологической катастрофы), но и познакомиться с миром традиционной казахской музыки. Большинство кюев слишком сложно для восприятия не только современного ребенка, но и взрослого, воспитанного вне казахской музыкальной традиции. Мультфильмы с образными, вопроизводящими голоса и движения животных кюями, станут своеобразным введением в этот мир музыки. Посмотрите например ролик на кюй Сугура Алиева (1882−1961) «Аққу» − «Лебедь». В начале ролика аниматоры во главе с режиссером постановщиком Дильшатом Рахматуллиным совместили музыку и взмахи крыльев опустившихся на воду лебедей.

Инайят Хан также писал, что лучший способ воспитывать детей – это рассказывать им истории. Даже если ребенок не сразу поймет суть рассказанного (увиденного), история отложится в его памяти и со временем прорастет новыми смыслами. Вместе с моим соавтором сценариев, заслуженным деятелем Республики Горный Алтай Тамарой Мукановой-Мендошевой мы старались придумать истории, которые можно было бы рассказать и понять без слов за 1–4 минуты (такова длительность кюев). Иногда у кюев уже существует прекрасная легенда, точнее, история создания кюя, как у «Қоңыр қаз» (Дикий гусь) Жунусбая Стамбаева (1891−1973). Но реальная история трагична – пара гусей погибла. На детском телеканале есть свои ограничения. Поэтому мы изменили историю, сделали счастливый финал. Это стало возможным, потому что в нашей традиционной музыке сильно жизнеутверждающее начало, и кюй воспевает жизнь гусей, а не оплакивает их.

Легенды кюев Курмангазы «Ақсақ киік» (Хромая сайга) и Даулеткерея «Топан» («Потоп» – это кличка орла) сложны для короткого ролика, и мы придумали сюжеты, связанные с современной жизнью. В этих роликах появятся мотоциклисты и парапланеристка, но смысл историй близок первоначальному. Кюй Дины «Бұлбұл» (Соловей) основан на суфийской философии, ролик же отталкивается от идеи поэмы Фаризы Онгарсыновой.

Мы старались, чтобы ролики были как можно разнообразнее: разные животные, разные инструменты (не только домбра, но и кобыз, сыбызгы), разные региональные школы и авторы, разные жанры мультфильмов. И если главный персонаж трех роликов лошадь (без нее никак), то в сюжете по кюю восточноказахстанского кюйши XVIII века Байжигита «Алмажай» − это реальный жеребенок, рожденный от дикого тарпана (порода алмажай – «пегий конь, в яблоко» действительно имеет такое происхождение).

В ролике по кюю жившего на берегах Аральского моря Казангапа гнедой конь будет летать (казахи крылатых лошадей называли «пырақ»). При этом ролик юмористический и добрый, Тамара-апай придумала сюжет, чтобы рассказать современным детям о лошади, убегающей от овода.

Труднее всего было придумать сюжет для кюя мангыстауского кюйши Жолды «Қара жорға» − «Вороной иноходец». Расспрашивали знатоков, читали литературу... Какие-то сюжеты не подходили по хронометражу, другие были бы неинтересны современным детям.

Асия Байгожина.jpg

Параллельно с этой работой я помогала режиссеру Асие Байгожиной в работе над документальной лентой «Серикбол Кондыбай: воин духа» о нашем великом современнике, исследователе мифологии, истории, лингвистики. Кондыбай (1968−2004) родом с Маныстау и много анализировал мифы мангыстауских казахов, а также башкиров, других тюрков о «суын жылқы» − «водная (морская) лошадь». Морские лошади выходят пастись на берег моря, жеребец-вожак несет в пасти волшебный светящийся камень шамшырақ, который олицетворяет лучшие нравственные качества.

Галым Агелеуов.jpg

Серикбол подробно анализировал образ Вороного коня, отталкиваясь от исследования историка Галыма Агелеуова о древнетюркских Тенгри Пути на Вороном коне и Тенгри Пути на Пегом коне. Ночное странствие Солнца вдоль Млечного пути оказывается тесно связанным с образом Тенгри Пути на Вороном коне. Во время этого странствия Солнце предстает как странник в период от нового рождения и до наступления инициации (ночной путь на восток). Серикбол писал:

Большинство вороных коней в фольклорных материалах, сохранивших мифологическую основу, ассоциируется с вечерним или ночным (зимним) Солнцем, что, в свою очередь, позволяя связать вороного коня со смертью, накладывает отпечаток на погребальные обряды предказахов. Масть верхового коня эпических героев – черная. Батыры – основатели богатырских династий и новых государств в казахских эпосах – ездят верхом на вороных скакунах.

Морские жеребцы тоже чаще всего вороные. И многое, многое другое.

Получается, вороной конь связан с ночью, с водой, с инициацией, со смертью и возрождением, с ночным путешествием Солнца под землей и так далее. Асия решила не использовать этот образ в документальном фильме. И тогда я подумала: вот она, идея для ролика!

Работа над циклом «Қоңыр қаз» продолжается. Друзья присылают видео, где их дети – самых разных возрастов – смотрят на экран, не отрываясь. Смотрят наши ролики и слушают кюи!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале