• USD 376.5
  • EUR 426
просмотров 310

«У вас просто с математикой плохо». Актюбинские тепловики объяснили горожанам, почему они должны платить вдвое больше

Опубликовано: 16 Января 2019 Автор: Ксения ВИШЕНИНА | Актобе
«У вас просто с математикой плохо». Актюбинские тепловики объяснили горожанам, почему они должны платить вдвое больше
©ЭК/Ксения ВИШЕНИНА

Актюбинцам пришли внушительные счета за отопление в декабре. Но и «Трансэнерго», и антимонопольщики в один голос утверждают: цены низкие! Это у абонентов просто с математикой плохо!

Если сравнивать ноябрьские и декабрьские квитанции, разница более чем заметна.

Мы сначала решили, что это просто механическая ошибка, – говорит актюбинка Разия Медетова. – Обычно мы платим за отопление в своей квартире примерно 4 500–5 500 тенге, а в этот раз вышло больше 11 тысяч! Долгов у нас нет. Решили проверить. Позвонили в «Трансэнерго», там сказали, что все верно и никаких ошибок нет. Выходит, надо платить?

Такое «письмо счастья» пришло и корреспонденту «ЭК», и попытки разобраться, почему в квитанции указана сумма в два раза больше привычной, ни к чему не привели. Звонить бесполезно: один сотрудник переключает на второго, второй – на третьего, третий откладывает в сторону трубку и громким шепотом интересуется у коллег: почему так посчитали? Потом заверяет, что все в порядке. Просто оплату выставили не за 30 дней, как обычно, а за 40.

2.jpg

Возникает вполне логичный вопрос: почему за «лишние» 10 дней надо платить сумму едва ли не больше той, что обычно накапливается за месяц? Ведь, по логике вещей, надбавка должна составить примерно 30% от суммы.

Расчеты верны, у вас, видимо, с математикой плохо, – заявила по телефону сотрудница «Трансэнерго», представившаяся Айнур, и на этом разговор был окончен.

Однако даже у самого лучшего математика не получится понять, почему за 10 дней надо платить, как за 30. Ответ скрылся в мелочах. В графе «Тариф» в платежной квитанции за ноябрь указано 83,78 тенге, а в декабре, прямо накануне объявленного понижения тарифа, он внезапно вырос до 143,83 тенге!

Через пару дней после начала скандала в сети появился официальный комментарий:

В связи с многочисленными жалобами хотелось бы пояснить. Повышения тарифа за услуги АО «Трансэнерго» не было. Наоборот, с 1 января 2019 года планируется его понижение на 10%. Начисление было произведено по показаниям общедомового прибора учета по состоянию на 31 декабря 2018 года, – заявила начальник отдела реализации тепловой энергии АО «Трансэнерго» Венера Тапаева.

Почему при понижении тарифа итоговая сумма повысилась, никто так и не понял. На брифинге в «Трансэнерго» монополисты пытались повторить официальный комментарий.

Во-первых, хочу официально уведомить наших абонентов, что роста и повышения тарифов за декабрьские счета не было, – заверил заместитель председателя правления АО «Трансэнерго» по маркетингу и сбыту Ерболат Кисыков. – Во-вторых, расчетный период в связи с завершением календарного года был взят с 20 ноября по 31 декабря 2018 года. Поэтому большинство жителей получили квитанции с увеличенным объемом потребления на основании показаний общедомового прибора учета.

Одним словом, в «Трансэнерго» действительно никаких проблем в упор не видят, более того – заверяют, что все расчеты верны и точны.

Многие актюбинцы намерены писать жалобы в местный департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, однако поспешим разочаровать: антимонопольщики в этом споре заняли сторону отнюдь не потребителей.

Из чего состоит тариф, который указывается в квитанции? – рассуждает главный специалист актюбинского АРЕМ Жаслан Картынбетов. – В нем указывается, какой объем гигакалорий потребляет дом, поэтому он и меняется каждый месяц. Например, в ноябре может быть 70 тенге, в декабре-январе – 120 или 140 тенге, потому что это холодные периоды, когда расходуется больше тепла. Расчет делается так: допустим, общедомовой прибор учета за месяц насчитывает 300 Гкал, а общая площадь дома – 3000 квадратных метров. Соответственно, гигакалории делим на квадратуру и получаем, сколько нужно заплатить за один квадратный метр. Далее исходим из этого. Если площадь квартиры составляет 60 квадратных метров, то мы это число умножаем на полученную долю – и выходит итоговая сумма.

Объяснения монопольщиков и антимонопольщиков звучат, как песня, и счета актюбинцам пересматривать никто не собирается, как бы кто ни божился, что компания всегда идет навстречу потребителям и помогает им сократить расходы. Более того, внятного ответа на вопрос, чем же обычному населению выгодны общедомовые приборы учета, если счета в итоге приходят большие, в «Трансэнерго» дать так и не смогли. Видимо, снижение снижением, но за оставшиеся пару месяцев зимы жителям города придется разориться, оплачивая счета за отопление.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале