Реставрация древнего городища Отрар: где история, а где бутафория?

Опубликовано: 16 Ноября 2020 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Туркестанская область
Реставрация древнего городища Отрар: где история, а где бутафория?
Фото автора и из архивов Мухтара Кожи
просмотров 3206

В Туркестанской области не утихают споры вокруг реставрации древнего городища Отрар. По мнению ряда историков и археологов, методика, при которой на многовековых руинах возводятся капитальные постройки из современных строительных материалов, отрицательно скажется как на туристской привлекательности археологического памятника, так и на сохранности древнего городища в целом.

Исторический бренд или имиджевый бред?

К руинам древнего городища, расположенного в 150 километрах от Шымкента, отправляемся с коллегой ранним утром. За окном проносятся вспаханные под озимые поля и хлопковые плантации, на которых уже практически завершился сбор урожая. Осень на юге в этом году сухая и относительно теплая, а это значит, что у сельчан есть все шансы собрать урожай без потерь.

Спустя два часа мы на месте. У входа на городище нас приветствует известный в регионе историк и археолог, доктор исторических наук, профессор МКТУ им. Х.А. Ясави Мухтар Кожа, согласившийся стать нашим гидом. Изучению городища Мухтар Бахадырович посвятил не один десяток лет, в разные годы работая в составе археологических экспедиций и сам возглавляя раскопки на многовековых руинах.

отрар22.jpg

К слову, самим археологическим изысканиям древнего Отрара уже больше ста лет. Первый разведочный шурф на территории городища еще в 1885 году заложил крупнейший российский академик-востоковед Николай Веселовский. Историков давно манили руины одного из крупнейших городов Средней Азии, являвшегося ключевым центром торговли на Великом шелковом пути, и стойко державшего оборону во время нашествия многотысячных войск Чингисхана, места, где скончался основатель империи тимуридов грозный Тамерлан, а в последствии одного из центров Казахского ханства.

Основательно же за изучение Отрара взялись советские археологи, когда в 1969 году свою работу на городище развернула экспедиция академии наук Казахской ССР под руководством основателя национальной школы археологии Кемаля Акишева. Здесь работали такие известные казахстанские ученые, как Лев Ерзакович и Карл Байпаков, называвший Отрар историческим брендом Казахстана. По материалам исследования были опубликованы три монографии, сотни статей, собрана большая коллекция монет, керамики, изделий из металла, камня, кости и стекла.

отрар3.jpg

В 2001 году здесь началась реализация проекта ЮНЕСКО и Японского целевого фонда «Сохранение и реставрация древнего городища Отрар». Тогда при участии международных экспертов были проведены работы по документированию и консервации памятников Отрара. Масштабный четырехгодичный проект конечной целью имел превращение Отрара в казахстанский вариант Помпей, который нужно сохранить для будущих поколений как единый исторический памятник и феномен урбанизации Казахстана. Тогда же заявлялось, что одним из вариантов функционирования памятника может стать создание на его базе национального археологического парка с элементами развития экотуризма.

К слову, городище, вместе с другими археологическим объектами отрарского оазиса, было включено в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане еще в 1998 году.

отрар1.jpg

Погружение в историю или истерию?

Мы проходим через стилизованные ворота и оказываемся на территории древнего рабада. Установленный по левую руку указатель подсказывает нам, как и всем прибывающим на городище туристам, что впереди нас ждет знакомство с нескольким археологическими памятниками, в разное время обнаруженными историками. В их числе восточная баня XIII –XV веков, юго-западные ворота шахристана, датированные XIV–XV веками, дворец правителя XIV–XV веков, древние мастерские, соборная мечеть XVI века и прочее.

Первой по курсу оказывается средневековая восточная баня XIII–XV веков. Древняя помывочная укрыта за массивным навесом, откровенно диссонирующим со пустынным степным массивом, в который за три столетия превратилось древнее городище. Довольно просторное, даже по нынешним меркам, помещение бани состояло из раздевалки, массажной, паровой, помещения для отдыха, центрального зала и непосредственно помывочной. Вода в баню поступала по керамическому водопроводу из расположенного неподалеку водохранилища. Обогревалась же баня при помощи системы жаропроводов, проходивших под каждым из помещений банного комплекса. Таким образом жители древнего Отрара уже семь веков назад знали, что такое теплые полы.

отрар-баня.jpg

Восточная баня – один из нескольких археологических объектов, на которых вместе с казахстанскими археологами и специалистами по консервации работали международные эксперты.

– В годы реализации проекта ЮНЕСКО это был мой участок, – делится с нами Мухтар Кожа. – Баня из добротного жженого кирпича, поэтому достаточно хорошо сохранилась. Тем не менее, приступая к консервации, иностранные специалисты очень тщательно изучали состав раствора, которым крепились кирпичи. При этом применяемый для консервации раствор умышленно делали более слабым, чтобы не навредить памятнику. Хотя их консервацию и без того можно назвать более чем щадящей. Все что они сделали, это уложили поверх средневековых кирпичей один слой современных, по виду напоминающих древние, создав так называемый жертвенный слой. И этого достаточно. Мы видим памятник практически в том виде, в каком его обнаружили археологи. Из минусов здесь только неоправданно громоздкий навес. Мало того, что он портит вид, так его массивные колонны негативно воздействуют на культурные слои древнего городища. Но это уже не к экспертам претензии.

отрар6- баня.jpg

Двигаемся дальше. Слева от нас появляется высокая крепостная стена, имитирующую ту, что возвышалась столетия назад вокруг древнего шахристана. Аккуратно заштукатуренное укрытие появилась на останках древней крепостной стены, о присутствии которой, впрочем, сейчас сложно догадаться. Стена в три ряда утыкана частоколом бревен, вероятно выполнявшим роль строительных лесов.

– Эту часть крепостной стены вскрывали в нынешнем году, – поясняет наш провожатый. – Никаких деревяшек в ней не было. Ладно, здесь сырцовая стена. Но строители вбили эти бревна и в аутентичные стены из обожженного кирпича, являющиеся частью древних ворот.

крепостная стена, вскрытая в мае 2020.jpg

Старое по-новому или новое по-старому?

Юго-западные ворота шахристана видны издалека. Собственно такими заметными входную группу делает многометровая массивная конструкция, воссозданная на древних фундаментах. Насколько точно она повторяет ворота, находившиеся здесь много веков назад, сказать сложно, так как никаких документальных свидетельств на сей счет нет. По этой причине многие историки, а с ними солидарен и Мухтар Кожа, считают, что обнаруженные археологами останки въездной группы следовало оставить в том виде, в котором они дошли до наших дней.

ворота шахристана после раскопок.jpg

– Я считаю, что здесь достаточно было укрепить верхний слой жертвенным слоем кирпича и оставить ворота в их аутентичном виде, – делится историк. – В таком первозданном виде они были бы более привлекательны для туристов. Теперь же новодел доминирует над исторической частью памятника. Мало того, что это уменьшает его туристскую ценность, так еще и многотонная стена давит на древнее основание, грозя ему разрушением.   

По деревянному мосту переходим древний ров, а затем проходим через имитирующие древность кирпичные ворота. В считанных метрах от них, по другую сторону ворот, натыкаемся на ряд многочисленных, оштукатуренных построек, вероятно воссоздающих караульные помещения. Двигаемся дальше по главной улице и попадаем на большую строительную площадку. По левую сторону стоит недавно отстроенное помещение. Выложенные из обычного жженого кирпича стены уже оштукатурены, и рабочие взялись за кровлю. Если на время забыть о том, что мы на древнем городище, может показаться, что строится небольшой сельский магазин. Мухтар Бахадырович поясняет, что постройка возводится на останках фундамента дома и мастерской гончара, датированных XVI веком.

отрар8.jpg

– В свое время я консультировал раскопки на этом участке и у меня сохранились фото того, как это место выглядело после расчистки, –рассказывает историк. – Здесь обнаружили печи для обжига керамики, потому и предположили, что строение принадлежало гончару, который изготавливал всевозможную керамическую посуду и тут же ее продавал. Вероятно, сейчас предпринимается попытка воссоздать жилище и мастерскую. Но вопрос, откуда реставраторы знают, как это строение выглядело пять веков назад?

керамическая мастерская, где сейчас стоит современная постройка.jpg

В нескольких метрах от мастерской строители суетятся у другой постройки, такой же основательной, как дом гончара. Мы двигаемся дальше и оказываемся в самом центре древнего Отрара на дворцовой площади. По правую сторону от нас останки соборной мечети – ровесницы знаменитого мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. По левую – еще одна строительная площадка, развернувшаяся на древних фундаментах дворца Бердибека. Считается, что именно здесь 14 февраля 1405 года скончался грозный эмир Тимур. Великий завоеватель готовился к очередному походу на Китай, но заболел и скоропостижно умер.

– Соборная мечеть, в той части, где до нее не добрались реставраторы, является примером идеальной консервации, – добавляет наш провожатый. – Она дает нам возможность просмотреть планировку древнего здания. Здесь также работали специалисты ЮНЕСКО, которые не стали ничего додумывать, а оставили мечеть практически в том виде, в котором она была обнаружена в результате раскопок, лишь покрыв частично сохранившиеся стены жертвенным слоем.

отрар-мечеть.jpg

Жертвенный слой или торжественный той?

От мечети до дворца Бердибека – одного из ключевых объектов древнего городища, несколько десятков метров. На месте обнаруженных археологами руин поднялись ровные полутораметровые стены, за которыми теперь не разглядеть аутентичных останков дворца. Сохранились они теперь только на фотографиях, сделанных археологами после вскрытия памятника.

отрар-дворец бердибека1.jpg

– Я здесь копал и мне все близко, и знакомо, – добавляет Мухтар Кожа. – Дворец вскрыт не полностью. В свое время мы остановились, когда наткнулись на мечеть XVI века, построенной на останках дворца. Потом был проект ЮНЕСКО, во время которого обнаруженные нами стены и колонны дворцового комплекса были законсервированы. Стены были в два-три кирпича, местами чуть выше, но никому тогда не пришло в голову надстраивать их и менять, тем самым, внешний облик памятника.

Дворец Бердибека после консервации экспертами ЮНЕСКО.jpg

В конце 90-х, во время раскопок дворца, археологи обнаружили уникальные артефакты, в числе которых оказалась золотой перстень, шахматная фигура из слоновой кости, которая могла принадлежать самому Тимуру, любившему играть в шахматы, и фрагменты тончайшего китайского желтого фарфора с изображением дракона, который, в свое время, изготавливался только для китайских императоров и не вывозился за пределы Поднебесной. 

По мнению Мухтара Кожи, дворец таит в себе еще немало тайн и его раскопки можно было бы продолжить. Но теперь это вряд ли возможно.

отрар-дворец бердибека.jpg

– Всякая реставрация должна иметь научное обоснование, – уверен ученый. – Я провел на городище не один год и когда недавно приехал с коллегами, не узнал ни шахристан, ни дворец. Исторический ландшафт полностью изменился, появились сплошные линии. Для памятника, находящегося в предварительном списке ЮНЕСКО, самое главное – сохранить его аутентичность. Нельзя ничего додумывать и менять. В свое время мавзолей Айша-биби не включили в Список Всемирного культурного наследия из-за того, что где-то там заливали цемент. Здесь же столько всего понастроили, что я не знаю, остались ли у нас теперь шансы попасть когда-нибудь в этот список. Между тем, это очень важный аспект, обеспечивающий приток туристов. Городище Отрар оставило заметный след в мировой истории. Его связывают с именами Аль-Фараби и Тимуром. Для людей, изучающих мировую историю, это очень интересно. Тем более, что на Отраре есть возможность увидеть реальные остатки древних сооружений. А теперь все подновили и стало не на что смотреть. Они возвели двухметровые стены, а ведь это нагрузка на культурный слой. Кроме того, постройка-новодел меняет температурно-влажностный режим. Возведение капитальных построек ставит крест на дальнейших археологических изысканиях. Между тем, культурные слои здесь относятся к первым векам нашей эры и наверняка скрывают в себе еще много тайн.

отрар4.jpg

Допустимый новодел или бутафорский беспредел?

Уже собравшись покинуть городище, встречаем у главных ворот заместителя директора государст­венного археологического музея-заповедника «Отрар» Серика Ахылбека. Тут же адресуем чиновнику накопившиеся у нас за время экскурсии вопросы. Серик Ахылбек поясняет, что трехлетнюю концепцию по археологическому исследованию, реставрации и консервации городища, разрабатывал он сам.

– Археологическую часть я выполняю, а реставрацией и консервацией объектов занимается филиал РГП «Казреставрация», – пояснил Серик Ахылбек. – Но я согласен с тем, как ведется реставрация, потому что это реконструкция. К примеру, на входе мастерская гончара. Оригинал остается, мы будем экспонировать очаги, тандыры, все это будет стоять родное. А вот стены, да – новодел. Но стены, есть стены, они везде одинаковы. Да, тогда мастерская была из сырцового кирпича, мы же сейчас применяем жженый. Но сырец недолговечен, а нам нужно чтобы эта постройка стояла долго, поэтому было принято решение применять жженый кирпич, а снаружи – глиняную обмазку. Мы не собираемся подавать его как оригинальное помещение, а только как реконструкцию. Это экспозиционное помещение, а внутренний интерьер останется таким же, как его раскопали археологи.

отрар-дворец бердибека2.jpg

По мнению Серика Ахылбека, проводимые сегодня на городище реставрационные работы не станут препятствием для включения городища Отрар в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

– В европейских странах тоже много бутафории, в той же Греции, например, – добавляет чиновник.

– То есть консервацию в таком виде вы расцениваете, как бутафорию? – интересуемся мы.

– Это не оригинал, – поясняет Серик Ахылбек. – Вот крепостные стены под ними – оригинальная кладка. А чтобы ее сохранить, надо заложить вот таким образом, без этого все оплывет. Там мы специально оставили окошко, чтобы можно было посмотреть, как было в оригинале. Это необходимая мера для сохранения древней истории. Мы, археологи, копаем и хотим видеть результаты своего труда. С 1969 года здесь работала комплексная археологическая экспедиция, полвека копала, на 80% шахристан раскопали. Там все было, а теперь много оплыло, результаты труда уничтожены. Если мы не примем меры по защите, наши труды будут напрасны. Поэтому я считаю это необходимой мерой.

отрар18.jpg

Не видит никакой проблемы в происходящем и директор филиала научно-исследовательского проектирования РГП «Казреставрация» Садуакас Агитаев. По его мнению, проводимые на городище работы как раз наоборот будут способствовать увеличению туристского потока.

– Ничего страшного там не происходит, – уверяет Садуакас Агитаев. – Посмотрите материалы археологических раскопок 80-90 годов, когда была вскрыта жилая застройка. И что от нее осталось? Чтобы делать какие-то выводы нужно знать всю предысторию. Я понимаю позицию археологов. Но есть позиция государства, есть тенденция приспособления памятников под туризм. Там свои критерии, свои ценности, свои ориентиры. Это вполне вписывается в программу сохранения культурного наследия.

Между тем, историки настаивают на том, что в данном случае не нужно ничего выдумывать и возводить стены или целые постройки, ведь никто не знает, как все это выглядело много веков назад. Необходимо следовать рекомендациям специалистов ЮНЕСКО, обобщающих мировой опыт по сохранению памятников архитектуры, только в этом случае мы сможем не утратить ценность городища Отрар. Важно сохранить то, что есть, избегая новодела. Только в этом случае у Отрара есть шанс стать новой туристской Меккой.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Уникальный труд казахстанских ученых-ядерщиков
Уникальный труд казахстанских ученых-ядерщиков
4381 0 0
Науки юношей питают
В Астане и Бурабае проходит форум молодых ученых Burabay Forum
6777 0 0
Буря справедливого возмущения… в стакане воды
Профессор Анарбай Кудайкулов прокомментировал грантовый скандал в научных кругах и выпады
17324 0 0