Наказанный Небом шаман Жарқанат-Летучая Мышь

Опубликовано: 16 Октября 2020 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Нур-Султан
Наказанный Небом шаман Жарқанат-Летучая Мышь
ЭК
просмотров 909

В отличие от Чокана Валиханова его друг и однокашник, географ и фольклорист Григорий Потанин прожил долгую жизнь, умер в 1920 году в возрасте 84 лет. В его жизни были не только путешествия и наука, но и политика. Он был одним из идеологов Сибирской автономии, летом 1865 года был арестован по делу «Общества независимости Сибири», осужден, провел три года в Омском остроге, был подвергнут гражданской казни, отправлен на каторгу в Свеаборг, где находился до ноября 1871 года. В 1874 году по ходатайству Императорского Русского географического общества Потанин был амнистирован.

Потанин прекрасно знал казахский язык, дружил со многими известными казахами, в т.ч. и с алаш-ординцами. На его 80-тие казахи устроили юбилейное чествование ученого, не раз рассказывали о нем в газете «Қазақ». В 1913 году Потанин побывал в экспедиции в Токырау (Каркаралинский уезд), именно тогда он написал «Можно предсказать, что возрождение у киргиз начнется с музыки». Григорий Потанин был делегатом от Семипалатинска на І Всеказахском съезде, проходившем в июле 1917 года в Оренбурге, когда была создана партия «Алаш», а в ноябре он был выбран от этой партии делегатом на Всероссийское учредительное собрание. А ведь ученому было тогда уже за 80, он постоянно жил в Томске. Кстати, он был в курсе планов алаш-ординцев, которые тогда базировались в Семипалатинске, со временем перенести столицу в Караоткель (Акмолинск).

iguana-Potanin-1-gl-1140x760.jpg Наступят, в будущем, такие времена, когда казахам не стыдно будет в ряду великих народов, – писал Григорий Николаевич. – Народ, который сочинил «Козы-Корпеш и Баян-сулу» и воспел самоотверженную любовь Баян, сумеет оценить красоту любви и жизни, и эта духовная субстанция залог великих свершений этого народа, здорового творческого духа будущих поколений казахов. И тогда узнает Европа о казахском народе, давшего миру Шокана, Абая, Ахмета и Миржакипа. Станут казахи автономной, а Кара-откел столицей Алаша, построят там университет, и будут там учиться сыновья и дочери казахов. unnamed (1).jpg

В богатом наследии Григория Потанина есть книги, которые сейчас малоизвестны. В них он доказывал происхождение библейского образа Соломона от тюркского Шолпан-Цолбан («Сага о Соломоне», 1912), заимствование эпических образов и сюжетов у тюрков европейцами («Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», 1899). С позиции современной фольклористики, Потанин слишком увлекался бродячими сюжетами, как и его современники. Но некоторые из его концепций – например, о происхождении европейского эпоса от кочевого – не утратили актуальности и сейчас.

Последняя книга Потанина «Ерке – культ сына неба в северной Азии. Материалы к тюрко-монгольской мифологии» (Томск, 1916) посвящена фольклорным сюжетам, связанным с христианством у тюрков и монголов. Оказывается, ранние тюркские христиане, как и перенявшие у них христианство китайцы, не знали Иисуса Христа. Сына Божьего они называли Ерке. Ерке – сын неба, который спустился на землю (возможно, взбунтовавшись против отца) и которого на земле во сне загрыз грызун.

Но сейчас речь не об этом. Перечитывая книгу в 2020 году, поневоле обращаешь внимание на образ летучей мыши. Например, летучая мышь в индийской мифологии – это Полярная звезда. Странный образ, но логика здесь видимо такова: летучая мышь прячется днем, как и звезды, она висит неподвижно, будто пригвожденная к скале, а неподвижность характерна для Полярной звезды, вокруг которой вращаются все остальные светила.

Полярная звезда – основа миропорядка во многих мифологиях. У тюрков Полярная звезда из-за своей неподвижности называется Темир қазық или Алтын қазық (Железный или Золотой кол, коновязь), остальные звезды как лошади ходят вокруг этой коновязи. Если кони сорвутся с коновязи, то наступит катастрофа.

04-1.jpg

Григорий Потанин реконструирует древний тюрко-монгольский миф о шамане по имени Джиркыл, Джерканат (ср. каз. жарқанат – летучая мышь (скала-крылья)), которого Бог Неба попросил вылечить его сына, оказавшегося в подземном мире, в царстве Ерлика.

«Джиркыл вероятно спускался в царство Ерлика, но, вопреки народному воззрению, не предложил Ерлику вместо царевича свою душу; он пожалел себя и за недостаток преданности хану потерпел наказание», – был превращен в летучую мышь. «В алтайской сказке шаман Джерканат спускается в подземный мир и там находит Темир-бохо, «сына неба», прикованного за руки и ноги к стене». Отголосок этого мифа есть у Рашид-ад-Дина: хан приказывает Джиркылу вылечить его сына, но лечение безуспешно.

По-видимому тот же самый персонаж является у Рашид-ад-Дина в другом месте под именем Игит-Иркыл-Ходжа; это визирь Огуз-хана, который впервые завел в турецком (тюркском) мире государственный порядок. Он роздал турецким поколениям тамги (клейма), т.е. установил права собственности; каждому поколению дал клич и пароль, «уран»..., каждому поколению назначил особую часть мяса на пирах, чем устанавливалась семейная и родовая иерархия. Эти черты, представляющие Иркыла основателем социальных порядков, совпадают с представлением о Полярной звезде, как об основе мирового порядка», − пишет Потанин.

Не знаю, может ли действительно этот персонаж быть отождествлен с шаманом Джиркылом, но он очень напоминает Майкы – верховного бия в легендах казахов и других тюркских народов. Ему приписывается, в частности, установление социального порядка, он раздал казахским родам тамги и боевые кличи. Майкы предстает то современником Чингис-хана, то Джанибек-хана, то визирем отца прародителя казахов Алаша-хана, то сыном Алаша. Честно говоря, я запуталась во всех этих легендах, очевидно, Майкы все-таки мифологический образ, как считал Серикбол Кондыбай, но как и в случае с Чингис-ханом, мифологический персонаж «подарил» некоторые свои черты историческому.

Полярная звезда в мифах олицетворяет порядок, устойчивость мира, и одновременно она оказывается вором, мошенником, обманщиком. В некоторых преданиях летучая мышь обманывает, утверждая, что, вцепившись в небесный свод, поддерживает его, чтобы небо не упало.

В обрывках легенд и мифов разных народов, которые систематизирует Потанин, много путаницы и противоречий. Темир – сын неба − пас отцовских овец, отец сломал ему ногу за высокомерие. Неподвижность и компонент «темір» в имени отсылают к Полярной звезде, Темір қазық. Но хромой пастух Цолмон-Чолмон – это вечерняя пастушеская звезда Шолпан/Венера.

b6222203b78e42af10ed1a9b934a207a.jpg

Один из тюркских алтайских народов телеуты алтайский миф о Джерканат перенесли на белку-летягу. Есть легенда, что летяга перегрызла горло пришедшему на землю и заснувшему сыну неба. Поэтому обычай обязывал убить летягу и распять на перекрестке дорог (как Христа? возможно, силуэт летяги в полете ассоциировался с распятым сыном божьим?). По другому варианту, творец неба и земли Яючи (у Серикбола Кондыбая Яячи) пригласил к сыну шамана Бобыргана. После неудачи Бобырган был наказан, превращен в каменную гору.

В Монголии в долине Дельгир-Мурина есть предание о том, что Чингис-хан (не исторический, а мифологический персонаж, сын неба) запер в пещере ушастых малорослых людей, которые лежат на одном ухе, а укрываются другим. Эти люди лижут камни, которыми завален вход пещеры, и однажды они вырвались и напали на народ кергесов (кыргызов), но были опять кем-то заточены, и опять лижут, и опять выйдут и нападут. Ушастые карлики этой легенды похожи на летучих мышей.

В Монголии летягу называют абырган. В летописных сказаниях Чингис-хан раз в год бил молотом по наковальне (ведь мифологический Чингис-хан, Темуджин, темирши – кузнец). На Кавказе кузнецы раз в год совершают ритуал: бьют молотом по наковальне. По легенде, Амиран, демиург, как Прометей, принес людям огонь, но кузнецы обвинили его в гордыне. Бог, чтобы испытать его, приказал выдернуть кол, а кол пророс во все стороны корнями, Амиран не смог его выдернуть и его заковали. Амиран прикован цепью, собаки Амирана лижут цепи, и те истончаются, кузнецы ударом молотов восстанавливают цепь, чтобы Амиран не освободился. Неподвижный Амиран, по мысли Потанина, − это еще одно олицетворение Полярной звезды.

potanins.jpg

Григорий Потанин приводит примеры из мифологии и более поздних верований самых разных народов, в т.ч. и русского. И начинаешь понимать, что Полярная звезда, которая, на первый взгляд, олицетворяет незыблемый, вечный порядок, была одновременно символом обманчивости, иллюзорности веры в стабильность. Кстати, альфа Малой Медведицы является Полярной звездой с 1100 года и будет оставаться ею до 3200 года. Идет ли речь в индийском мифе о ней, или Летучая мышь олицетворяла одну из прежних Полярных звезд

От многих друзей-мусульман последние годы слышу об Ақыр Заман, Конце Света. Эсхатологическим религиям свойственен милленаризм – ожидание Конца Света на рубеже тысячелетий (а иногда и веков). В индуизме и в древних мифологиях речь, скорее, идет о завершении одного цикла и начале следующего. Високосный год всегда считается трудным, а этот – еще и Год мыши, первый год двенадцатилетнего цикла-мушеля, и 37-й (мушельный, переломный) год 60-летнего цикла (согласно древнетюркскому календарю, заимствованному китайцами, первым среди ученых это доказал, ссылаясь на китайские источники французский синолог начала XIX века Ж.-П. Абель-Ремюза). Иначе говоря, у мира – мушель, металлическая мышь не стала забираться на голову верблюду, она оказалась летучей.

Что из всего этого следует? Не знаю. Мы с Лилей Калаус решили использовать мотив обманчивой Полярной звезды в третьей книге детского цикла «Приключения Бату и его друзей».

84219907_107102580853607_8007497323984715776_o.jpg

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Чудотворцы по приказу
Записки доцента на «удаленке». Часть пятая.
697 0 0
Она никогда не...
Малика Атей: для уятменов секс – это не любовь, а унижение.
2133 0 0
Философия Аль-Фараби
Аль-Фараби Давлетчин: смысл боевых искусств – развивать себя как личность
1360 0 0
Что у вируса под короной
Для чего существуют вирусы? Видимо для того, чтобы предупредить человечество от гордыни.
1962 0 0