Урок генетической мудрости

Опубликовано: 04 Апреля 2018 г. Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | г. Астана
Урок генетической мудрости
phys.org
просмотров 2043

Один из казахстанских порталов перевел и опубликовал интереснейшую статью «Scythian horse breeding unveiled: Lessons for animal domestication» – «Генетика скифских лошадей пролила свет на эволюцию кочевников» (перевод, правда, не очень точный, впрочем, и я могу ошибаться в нюансах, связанных с генетическими исследованиями). Статья очень заинтересовала меня, так как напрямую перекликается с опубликованным мною несколько лет назад культурологическим исследованием «Кочевое скотоводство как ментальный фактор».

В статье рассказывается об исследовании скифского коневодства группой экспертов под руководством профессора Людовика Орландо из Центра геогенетики Музея истории природы Дании. Как известно, в захоронениях скифов (этот греческий термин используют исследователи) в Туве (местечко Аржан) и ВКО РК (Берель) в вечной мерзлоте археологи нашли, в частности, около 200 лошадей, погребенных в курганах вместе с умершими. Для исследований генома было отобрано 11 лошадей из Береля и две из Тувы. Анализ ДНК показал, что лошади эти жили 2 300−2 700 лет назад. Также было определено, что их общий предок пасся 4 100 лет назад в районе современного российского Челябинска (Синташтинская культура).

лошади-1.jpg

За исключением двух лошадей, остальные не являются родственными. Это подтверждает сведения Геродота, что для погребальных ритуалов использовались лошади, принесенные в дар союзными племенами с большой территории. Ни одна из лошадей не была результатом инбридинга – близкородственного скрещивания, что говорит о том, что скифы сохраняли естественную структуру поголовья и не ограничивались в селекционной работе несколькими наиболее ценными линиями, в отличие от современной практики селекции, когда от одного породистого жеребца получают сотни жеребят. Селекция была другого типа: скифы одомашнивали и отбирали самых крепких и развитых особей.

Профессор Людовик Орландо говорит, что экспертная группа в своем исследовании сознательно отошла от стереотипа об агрессивных воинах-скифах, пьющих кровь из черепов врага:

Мы хотели раскрыть множество аспектов исключительных отношений, которые эти люди развивали со своими лошадьми... лошади-9.jpg

К чему доктор Кристина Гамба, докторант-исследователь в Центре геогенетики  добавляет:

Лошади были одомашнены около 5 500 лет назад (Ботайская культура). Генетический анализ останков лошадей из скифских курганов показывает, что тогда сосуществовали многие гаплотипы Y-хромосомы, поэтому первые три тысячелетия одомашнивания лошадей сохранили большое разнообразие мужских линий, которые исчезли только за последние 2 000 лет»,

Авторы также обнаружили, что демографический коллапс и потеря Y-хромосомного разнообразия, наблюдаемые в течение последних 2 300 лет, сопровождались значительным накоплением вредных мутаций в геноме лошади. Поскольку мутации уменьшают пригодность их носителей, это показывает, что последние два тысячелетия селекции отрицательно повлияли на лошадь. В то время как ранние этапы одомашнивания, представленные синташтинским и скифским геномами, не оказали такого влияния.

Было бы интересно побольше узнать о результатах этого исследования, проанализировать также исконно казахские породы лошадей, сохранившиеся до нашего времени, и сравнить их с результатами этого проекта.

лошади-8.jpg

В статье «Кочевое скотоводство как ментальный фактор» я писала о том, как открытие скотоводства, его развитие повлияло на мышление наших предков. В том числе отметила коренное отличие принципа селекции у тюрков-кочевников от других народов Евразии. Как известно, выведение высокопородистого скота обычно основано на близкородственном скрещивании. Точно так же и аристократические фамилии, например Европы, грешат близкородственными браками, часто ведущими к вырождению. Кочевники же Великой степи руководствуются пословицей «Текті айғыр өз байталына шаппайды» – «Породистый жеребец не покроет кобылу из своего потомства».

Аристократические фамилии, например Европы, грешат близкородственными браками, часто ведущими к вырождению. Кочевники же Великой степи руководствуются пословицей «Текті айғыр өз байталына шаппайды».

Эта противоположность подхода к селекции связана, во-первых, с отношением к природе как к чистому, сильному, возрождающему и обновляющему истоку в одном случае и как к чему-то неприемлемому, требующему преодоления и запрета, – в другом. Во-вторых, речь идет о широком базисе для селекции, богатом наборе признаваемых «качественными» генов у кочевников и отсутствии такого базиса у оседлых народов.

В сущности, второй фактор сводится к первому. Казахи, чтобы улучшить боевые качества и выносливость кавалерии, всегда имели возможность скрестить своих лошадей с их предками – дикими лошадьми-тарпанами, вольно пасущимися в степи. Такое скрещивание проводилось постоянно. Например, порода көкбалақ − лошади серой масти с темным ремнем вдоль спины, с серой щеткой над копытами или алтайская горная порода алмажай – помесь с другой разновидностью тарпанов − с большими красновато-коричневыми пятнами по шкуре, көкторғай − помесь алмажаев со степными кобылами.

лошади-5.jpg

Европейцы же, вывозя дорогих породистых лошадей из Аравии, не имели такой возможности, точнее, не воспринимали ее (дикие лошади до сих пор существуют в не освоенных человеком европейских ландшафтах). У домбриста XVIII века Байжигита было несколько кюев о тулпарах этих пород, принадлежавших Абылай хану.

Проводя параллели, Франко Кардини в «Истоках средневекового рыцарства» указывает, что предками рыцарей были воинственные восточноиранские (разумеется, с его точки зрения) кочевники, пришедшие в Европу во время Великого переселения народов. Александр Дугин говорит о преобладающем степном происхождении европейской аристократии. Аристократические европейские роды, ведущие свое начало от кочевников Великой степи, были озабочены сохранением чистоты своей крови в генетически чуждой среде.

Великое переселение народов.jpg

Для самих тюрков такой проблемы не существовало, т.к. каждый «аталы» род имел точную генеалогию и признавался породистым (о смысле выражения «черная кость» – в значении «основной, древний, главный, старший, наибольший род» – см. нашу статью «Берег белой кости»).

Если кочевники бережно относились к генетическому разнообразию животных, то вряд ли они поступали по-другому с разнообразием человеческим.

Кстати, Жаксылык Сабитов, автор проекта ДНК-шежире, считает, что многие казахские рода и племена действительно имеют, как показано в шежире, единого предка-родоначальника. Например, утверждается, что у племени алим Младшего жуза один предок, у рода адай – один предок, а род табын имел трех предков. Мне эта концепция, что казахи произошли от сотни мужчин, живших во времена Золотой орды, кажется странной и требующей проверки. 

Она недостаточно подтверждена фактами: в базе данных сейчас анализ ДНК около трех тысяч казахов, что мало для достоверных выводов даже для сотни основных родов, не говоря уже о их ответвлениях,

– так я комментировала в исследовании современных практик памяти рода.

Исследователь мифологии Серикбол Кондыбай считал, что верхние пласты родословных шежире имеют не столько исторический, сколько мифологический, идеологический характер. И если исследования генома скифских лошадей доказывают, что кочевники бережно относились к генетическому разнообразию животных, то, как мне кажется, вряд ли они поступали по-другому с разнообразием человеческим.

Самое читаемое
От Адама до Сиверса
09 Августа 2018

Читайте также
От Адама до Сиверса
Дословный перевод слова «алма» – «не бери». Но оно же – «яблоко»! Вам это ничего не напоми
448 0 0
Дез-Руин – Медный замок Афрасиаба
Казахская мифология, связанная с горным делом и металлургией, уходит корнями в энеолит.
916 0 0
Казахстанская наука в огне информационной войны
Предлагаю созвать конференцию, на которой будут обсуждаться вопросы выбора драйверов роста
1458 0 0
Яблочный порог
Магжан ИСИН: создается впечатление, что нашими яблонями и их возрождением по-настоящему ин
723 0 0