Российские ученые предложили концепцию перехватчика кометных ядер около Земли для строительства космических баз

Опубликовано: 18 Января 2019 Автор: ИНТЕРФАКС
pixabay.com
Создание космических баз вокруг Земли, Луны и Марса потребует огромных ресурсов, которые можно получать из астероидов и ядер комет, считают ученые из РФ.

"Для решения задач освоения космоса (в ближайшем будущем - околоземного космического пространства, Луны, Марса) необходимо огромное количество материальных ресурсов, в частности, материалы для строительства баз в околоземном пространстве и рабочее тело ракетных двигателей, обеспечивающих транспортировку грузов и людей в космическом пространстве", - говорится в опубликованных тезисах одного из докладов, подготовленных к "Королёвским чтениям".

Авторы - сотрудники Института астрономии РАН, НПО имени Лавочкина и Санкт-Петербургского политехнического университета - отмечают, что в настоящее время единственным источником ресурсов является Земля, однако доставлять их в космос очень дорого и при массовом потоке это грозит экологическими проблемами на самой планете.

"Альтернативным источником ресурсов для решения указанных задач целесообразно рассматривать осваиваемые небесные тела. Использование внеземных ресурсов позволит резко снизить потребный объем грузопотока с Земли в космос и избежать связанных с ним экологических проблем", - пишут авторы доклада.

В тезисах отмечается, что в настоящее время в России и других странах рассматриваются возможности использования лунного и марсианского грунта, марсианской атмосферы для решения подобных задач. Однако ученые напоминают, что в космосе и, в частности, в околоземном пространстве, есть и другие источники ресурсов.

"К их числу относятся небольшие кометы и астероиды, в большом количестве проходящие через окрестности Земли. Перспективным представляется использование миникомет как источника необходимых ресурсов. Речь идет о так называемых миникометах - фрагментах распавшихся кометных ядер относительно небольших телах, и потому малоисследованном классе небесных тел", - поясняется в документе.

Основную часть массы миникомет составляет лед, преимущественно водяной, при этом в радиусе 1,5 млн километров вокруг Земли ежегодно проходит в различных направлениях несколько десятков тысяч таких тел размером от единиц до десятков метров в поперечнике. Их скорости относительно Земли составляют 10-30 км/с. Лед послужит источником кислорода и воды, необходимых в космосе.

"Предлагаемая концепция предусматривает доставку к миникомете специального космического аппарата-перехватчика и постепенную корректировку орбиты миникометы с целью доставки ее через определенное время в заданную область околоземного пространства для дальнейшего использования ее ресурсов", - говорится в документе.

Движение миникометы будет корректироваться при помощи парового двигателя в составе космического аппарата, в котором пар будет вырабатываться изо льда самой кометы, разогреваемого солнечной энергией. Такой двигатель позволит сохранить массу самого аппарата небольшой, что снизит и стоимость самого проекта.

Авторы отмечают, что в некоторых случаях доставка кометы в нужную точку может занимать несколько лет.