просмотров 1120

«Беспомощным может оказаться даже лидер». Эксперт по детской безопасности рассказала, как защитить ребенка от травли

Опубликовано: 07 Декабря 2020 Автор: Мария ГАЛУШКО | Алматы
«Беспомощным может оказаться даже лидер». Эксперт по детской безопасности рассказала, как защитить ребенка от травли
education-expert.com

Слово «буллинг» все чаще звучит в разговорах родителей и упоминается в статьях на педагогические темы. В школах и других детских сообществах становится больше насилия, в первую очередь психологического. Почему дети становятся изгоями в классе? Как предотвратить травлю? Чем помочь ребенку, подвергшемуся буллингу? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту «ЭК» ответила руководитель центра детской безопасности «Ангел» Зарина Джумагулова.

– Зарина, что такое буллинг? По каким признакам его можно распознать?

– Понятие «буллинг» в разных источниках трактуется по-разному. Я думаю, нам еще предстоит проследить эволюцию этого определения. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что буллинг – это целенаправленное преследование одним человеком или группой другого человека с целью совершения насилия. Это может быть насилие любого характера: психологическое, моральное, физическое, материальное, сексуальное и т. д.

2.jpg

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети не распознают буллинг. В младших классах они могут расценивать определенные действия как норму. И если никто из взрослых не объяснит им, что подобные поступки являются недопустимыми, они могут воспринимать такое отношение к себе как норму. Такие же методы впоследствии дети могут использовать в отношении других.

– Как родителям понять, что ребенок подвергается буллингу?

– Это будет заметно по его психоэмоциональному состоянию. Он станет более замкнут, может отказаться посещать место, где происходит травля, не общаться на эту тему, замкнуться в себе. Могут проявляться и физические признаки: ухудшение самочувствия, простудные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, повышение температуры. Так организм старается обезопасить себя. На почве буллинга очень часто развивается невроз. Ребенок может начать грызть ногти, выдергивать волосы или даже колоть и резать себя. Если у вас с ребенком есть эмоциональная связь, эти проявления сложно не заметить.

Часто ребенок не рассказывает родителям о происходящем напрямую. Он может считать, что проблемы в школе или во дворе – это часть его ответственности. Родители могут узнать о травле, только когда дело дойдет до физических повреждений.

Чтобы ребенок распознавал буллинг, нужно начинать с рассказов о таких случаях. Не придумывать их, а смотреть вместе фильмы и мультфильмы, анализировать поступки персонажей. Нужно объяснять, что происходит в той или иной ситуации. Сейчас многие родители при подготовке ребенка к школе предупреждают, что никто не имеет права на него кричать и он может сказать об этом вслух. Ведь буллингом может заниматься и учитель, а администрация – осуществлять психологическое давление или дискриминацию.

– В каком возрасте начинает проявляться буллинг?

– По моим наблюдениям, буллинг в старших классах проявляется меньше. Чаще всего в это время школьники заняты подготовкой к экзаменам, у них нет на это времени. Примерно до 9-го класса риск буллинга сохраняется. Сейчас основную тревогу у нас вызывают начальные классы, в том числе первые и нулевые. Буллинг может зарождаться даже в детском саду. Часто бывает так, что модель поведения одного ребенка копируют одноклассники. К буллеру присоединяются те, кто не хочет оказаться на месте жертвы. Так зарождается травля.

– Почему кто-то оказывается в роли жертвы, а кто-то в роли буллера? С чем это связано?

– Бывает, что ребенок проявляет лидерские качества, но не знает, как их выразить. Если в его окружении есть лидер, который ведет себя агрессивно, он будет пробовать самоутвердиться в коллективе таким же способом. Ребенок может быть жертвой плохого или пренебрежительного отношения в семье, и необязательно со стороны родителей. В последующем такую же модель поведения он отыгрывает на других.

Поведение буллера может быть как проявлением лидерских качеств, так и «отыгрыванием» в роли агрессора ситуации, которую он сам пережил. Сказать, что все буллеры лидеры, а жертвы нет, нельзя. Бывает, что и лидер оказывается в беспомощном состоянии. Дети могут называть одного ребенка зачинщиком и буллером, а на самом деле его провоцирует скрытый лидер, который остается в тени.

Ситуаций с развитием буллинга может быть масса, и мы не можем все их градировать. Многое зависит от взрослого, устанавливающего правила и рамки допустимого поведения. Если рамки установлены и различные ростки буллинга вовремя купируются, то он не будет процветать. В таком коллективе могут возникать отдельные конфликты, но злонамеренного причинения вреда не будет.

3.jpg

– Выявлять буллинг в школе должны учителя?

– Конечно же, в школе этой проблеме в первую очередь должен уделять внимание классный руководитель. Даже если такой проблемы пока нет, нужно делать все, чтобы она не появилась. Учитель должен создать здоровую атмосферу, чтобы каждый из учащихся чувствовал себя частью коллектива. В группах, где нет взрослого лидера, часто происходят неконтролируемые вещи. К примеру, родители жалуются, что детей травят именно во дворе, где за ними никто не присматривает. В этом случае один из детей берет на себя функцию задиры и с помощью угроз, сплетен, слухов и других манипуляций добивается своей цели.

То же самое может происходить и во взрослом коллективе. Это не только проблема школ и детей.

– А может быть так, что в семье ребенок получает всю необходимую поддержку, но при этом становится жертвой буллинга или буллером?

– Тут сложно сказать что-то однозначное, потому что мы не можем заглянуть в каждую семью. Есть исследование, в котором говорится, что пострадавшие от буллинга часто из неполной семьи. Если родители заботливы и окружают ребенка вниманием, то важно, как они проявляют это внимание. Возможно, они дарят дорогие подарки, но невнимательны к внутреннему состоянию и развитию ребенка, мало разговаривают с ним. И тем не менее это очень заботливые и ответственные родители. При этом их дети могут проявлять агрессию по отношению к сверстникам, если видят у них хорошую связь с родителями.

– Что делать родителям, если они заметили, что их ребенок подвергается буллингу?

Почему первоклассники теряют интерес к учебе?
читайте далее

– Нужно выслушать историю ребенка до конца, при этом оставаясь максимально нейтральным. Необходимо с помощью наводящих вопросов полностью прояснить ситуацию, вплоть до того, в первый раз это произошло или уже случалось раньше. Зная определенные факты, можно судить о происходящем, но все равно это однобокое видение конфликта. Поэтому обязательна встреча с оппонентами в присутствии учителя для выяснения причин проблемы и обсуждения способов ее решения. Если другая сторона ушла в контробвинения, ситуация никак не решается и учитель не предлагает никаких мер, то о том, что это не рядовой конфликт, нужно поставить в известность директора школы. Можно организовать встречу с приглашением медиатора.

Разговаривайте с детьми. Например, если сменилась учительница, поинтересуйтесь, как реагируют на нового педагога дети, что поменялось в классе. Нужно всегда держать руку на пульсе.

– Как поступать, если ребенок уже подвергся буллингу?

– С ребенком, который пострадал от буллинга, необходимо обратиться к психологу и коучу. Психолог может помочь и агрессору. Но главная психоэмоциональная поддержка должна исходить от самых близких людей. Ребенку, который пострадал от травли, нужно помочь раскрыть свой потенциал и образовать в классе команду поддержки. Если ее недостаточно в школе, можно найти друзей по интересам в секции или в онлайн-группе.

– Как детям защитить себя?

– Необходимо называть вещи своими именами. Если происходит буллинг и ребенок знает об этом, то ему нужно сказать: «Мне неприятно, когда ты так делаешь. Это буллинг». Можно задать вопрос агрессору: «Почему тебе нравится меня задевать?». Чтобы агрессор получал невидимый отпор и чувствовал, что дело не в оппоненте, а в нем самом.

Защите личных границ можно обучать с трех лет. Когда родители сами не нарушают личные границы ребенка и дают инструменты общения с другими людьми, ребенок вполне может ограждать себя от буллинговых посягательств. Но бывают и ситуации, когда не будет действовать ни один из инструментов.

4.jpg

– А как проявляется кибербуллинг?

– Кибербуллинг может проявляться в обидных сообщениях, оскорбительных комментариях, издевательских картинках, унизительных прозвищах, удалении из чатов, игнорировании и бойкоте. Это жизнь наших детей, которые с начальных классов ведут социальные сети. Для них важны лайки, комментарии. Они болезненно реагируют на негативные отклики. Справляться с этим бывает сложно даже взрослым. Дети, увлекающиеся соцсетями, зависимы от чужого мнения, и тут есть большой риск натолкнуться на кибербуллинг.

– Как обезопасить ребенка в этом случае?

– Запретить ребенку пользоваться соцсетями не получится, тогда он будет сидеть в них скрытно. Нужно рассказать ребенку о кибербуллинге и методах борьбы с ним. Сообщить, что есть кнопка «пожаловаться», связь с модератором, возможность сделать скриншот переписки, чтобы в случае чего были доказательства. И не нужно делиться в Сети сведениями, которые могут быть вырваны из контекста и использованы против ребенка. Все, что дети публикуют в Сети, хранится бесчисленное количество лет в архивных папках. Можно поговорить с ребенком о его будущем. Вот захочет он стать, к примеру, министром образования и науки, а на его будущее и карьеру повлияет след, оставленный в Интернете.

Почему казахстанская молодежь добровольно уходит из жизни?
читайте далее

– Насколько школа ответственна за поведение ребенка в Сети?

– За все, что происходит в классных чатах, несет ответственность школа. Это происходит на ее виртуальной территории. У нас есть уроки ОБЖ, самопознания, на которых детям надо объяснять правила поведения в Сети.

– Расскажите подробнее о предложенной вами антибуллинговой программе для школ.

– Сейчас не прописаны четкие правила, ограждающие от травли детей и школьный коллектив. Антибуллинговая политика должна распространяться на детей, персонал школы и родителей. Благодаря этому сформируется сообщество, в котором придерживаются установленных антибуллинговым кодексом норм. В случае выявления травли к агрессору необходимо применять определенные санкции. Действия любого сотрудника школы в этом случае должны быть четко прописаны.

– К чему может привести травля? Насколько это опасно?

– Травля может начаться с незначительных проявлений и привести к трагедии. Это детский суицид, развитие самоповреждающих действий у подростков, депрессия, одиночество. Это большой спектр психологических травм, которые ребенок несет с собой по жизни. Многие дети признаются в том, что их травили, уже окончив школу. При этом родители перекладывают ответственность за состояние ребенка на школу, а школа – на родителей. В итоге ни с одной, ни с другой стороны должный уровень внимания этой проблеме не обеспечивается. Хотя можно было бы объединить усилия, пригласить ментора и поставить антибуллинговую систему на должный уровень. Школьная система должна поменяться изнутри, и родители должны оказать в этом содействие.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале