просмотров 305

Дистанционное образование: как совместить традиции и инновации?

Опубликовано: 28 Мая 2020 Автор: Мадина ТЫНЫБАЕВА, заместитель директора по образовательным программам и международному сотрудничеству Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» | Нур-Султан
Дистанционное образование: как совместить традиции и инновации?

Быть просто педагогом сейчас уже неактуально, актуально быть цифровым педагогом. Почему дистанционное образование считается требованием времени и каковы проблемы, сопряженные с дистантом? Как совместить традиционное образование с инновациями в технологиях? Эти и другие вопросы обсуждались на IX республиканском семинаре по повышению квалификации тренеров «Казахстанский тренер: опыт, сотрудничество и перспективы развития», организованном Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Впервые мероприятие такого масштаба проводилось в онлайн-формате с привлечением международных экспертов Казахстана, Эстонии, России. В течение двух дней 260 тренеров ЦПМ, а также тренеры – лучшие педагоги общеобразовательных школ страны взаимодействовали с целью повышения своего собственного профессионального уровня.

Открыла семинар Майра Мелдебекова, председатель Комитета дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК, рассказав о предпринятых государством мерах по переходу на дистанционное обучение общеобразовательных школ, а также о перспективах внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс страны. Директор ЦПМ Жанбота Кабдыкаримова поделилась результатами работы тренеров по оказанию методической поддержки педагогам страны в дистанционном режиме, представила новый формат системы повышения квалификации педагогов с учетом сегодняшних реалий. Она также отметила необходимость пересмотра многих бизнес-процессов в организациях в условиях нестабильного и быстроменяющегося мира. Нартай Ашим, руководитель ТОО «Knowledge Engenieering», поделился уроками, извлеченными из организации учебного процесса во время пандемии.

С содержательными презентациями выступили зарубежные спикеры: Константин Ушаков, д.п.н., профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ Высшая школа экономики Наталья Гульчевская, к.п.н., сертифицированный коуч и бизнес-тренер Наталья Киселева, эксперт в образовании, член международной академии учителей VTA, Марина Курвитс, руководитель Студии педагогического дизайна Kurvits Studio, педагогический консультант, и Юри Курвитс, лектор дидактики математики Таллинского университета.

Каждый из них затронул важные аспекты перехода на дистанционное обучение. Например, профессор Ушаков считает, что сейчас остро стоит вопрос об исследованиях в области цифровой педагогики: что работает, а что нет в цифровой среде. Гульчевская отметила важность коучингового подхода, особенно во внутришкольном профессиональном развитии педагогов. Киселева, вошедшая в ТОП-50 Global Teacher Prize, поразила динамичностью сессий в онлайн-режиме. Она отметила, что на онлайн-уроках важно соблюдать баланс между содержанием, технологиями и организацией, а важной составляющей онлайн-обучения является интерактивность. Юри и Марина Курвитс, эксперты из Эстонии, отметили, что в их стране давно велась работа по переходу на дистанционное обучение. Ими также были отмечены ряд факторов, влияющих на неуспешность. Это в том числе цифровые компетенции учителя, не желание учеников (скука), контролирующая администрация и высокий уровень волнения родителей.

thumbnail_Рисунок 2.jpg

Отдельную нишу на протяжении семинара заняли мастер-классы и выступления тренеров ЦПМ и его филиалов, которые были посвящены важным задачам корпоративного развития: эффективной работе с IT-системами, проактивному развитию и обновлению навыков командной работы. Так, команда тренеров ЦПМ провела онлайн Microsoft Teams Quest с целью организации интерактивного взаимодействия всех участников семинара по практическому использованию веб-приложений.

Отдельного слова заслуживает выступление тренера филиала Центра педагогического мастерства в Шымкенте А. Калчабекова, который провел глубокую исследовательскую работу по изучению трудов казахских деятелей: Абая Кунанбаева, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова; и представил поразительные результаты: насколько их размышления об образовании, обучении, педагогике перекликаются с сегодняшней действительностью и являются актуальными в настоящее время.

Действительно, онлайн-пространство стало сейчас основной средой общения. И все чаще мы слышим такие понятия, как «цифровой след», или «кибертень», «цифровая тень». Что это? Это наши следы, которые мы оставляем в онлайн-пространстве. Например, след остается в чатах, где мы переписываемся. Согласно официальной статистике, в 2019 году за 1 минуту люди делали 3,8 млн запросов в Google, 1 млн входов в Facebook, 4,5 млн просмотров видео в YouTube, опубликовали 46 200 постов в Instagram, отправили 188 млн электронных писем.

И этот семинар оставил свой след в онлайн-пространстве: регистрация 260 тренеров, использование онлайн-сервисов, и даже то, что в чате онлайн-площадки ZOOM было написано порядка 3 700 сообщений. Это говорит о том, что презентации и выступления вызывали интерес педагогов. Участники семинара подчеркнули актуальность и практическую значимость мероприятия, отметив высокий интерес и стремление продолжить сотрудничество в рамках продвижения инициатив дистанционного образования.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале