просмотров 404

Как 127 казахстанских вузов поделят 140 тысяч абитуриентов?

Опубликовано: 06 Сентября 2019 Автор: Асель ОМАРОВА | Алматы
Как 127 казахстанских вузов поделят 140 тысяч абитуриентов?
©ЭК/Валерий КАЛИЕВ

Каждый год более 140 тысяч абитуриентов становятся студентами. Как поделят их между собой 127 казахстанских вузов?

Конкуренция между ними становится все более ожесточенной. В 2018 году лицензии потеряли 17 высших учебных заведений и, как пообещал министр науки и образования, подобная практика будет продолжаться. Призывы сократить количество вузов звучали на самом высоком уровне.

Несмотря на то что притягательность высшего образования в республике остается высокой, казахстанские вузы оказались в сложных условиях. Ситуацию усугубляет значительный отток студентов за рубеж. Какой должна быть стратегия института, университета или академии, чтобы завоевать своего студента, доказать собственную состоятельность и уверенно смотреть в будущее?

Важнейшая часть успеха – подбор будущей профессии студента. Предпочтение должно отдаваться престижным специальностям: международное право, международные отношения, бизнес-менеджмент и так далее. Руководствоваться надо тем, что в конечном итоге родитель выбирает факультет, исходя из пожеланий потомка, а тот – ориентируясь на wow-реакцию своих друзей и подруг.

Не следует бояться того, что у страны нет столько посольств, чтобы обеспечить работой всех будущих дипломатов, и не хватит производств для свежеиспеченных менеджеров. Если родитель был способен оплатить обучение студента в университете, то он, безусловно, сумеет и трудоустроить выпускника, хотя бы и не по профилю. Но диплом молодому человеку абсолютно необходим, и за любые деньги.

Безусловно, необходимо ликвидировать специальности с уродливыми названиями, напоминающими о совковом прошлом, типа «котельное оборудование», «электрические подстанции» или «холодильные установки». Не стоит содержать факультеты, для поступления на которые необходимо сдавать на ЕНТ физику или математику, они все равно не будут пользоваться спросом.

Лицом вуза является та часть его территории, по которой обычно следует высокое начальство и иностранные делегации. Она должна быть благоустроенна и тщательно, метр за метром, продуманна – на каждом шагу должны открываться взору сооружения, подчеркивающие высокий статус университета. Экономия тут неуместна, все должно сверкать и впечатлять: триумфальные арки, античные колоннады, памятники основателям и небесным покровителям, монументальные стелы. Предпочтителен стиль имперского барокко. Необходимые средства можно выкроить за счет фонда зарплат преподавателей вуза.

2.jpg

Также должны производить солидное впечатление помещение приемной комиссии и ведущая к ней тропа. Их вид должен убедить родителей абитуриента, что платить стоит. Если университет небольшой и размещается в одном здании, то оно целиком должно быть превращено в витрину настоящих и будущих достижений данного вуза.

Таблички на английском языке должны быть в университете повсюду – от приемной ректора до пожарного гидранта на хозяйственном дворе. Это создает у посетителей впечатление, что в этот вуз студенты учиться едут со всего мира. Не помешает, если все преподаватели овладеют английским языком на двухнедельных курсах за свой счет.

Непосредственной работой на рейтинг и имидж университета по всем направлениям должны быть с утра до вечера заняты не менее 20–25% его сотрудников. У вуза, безусловно, должен быть свой сайт, вдобавок все преподаватели, независимо от профиля, обязаны иметь свои аккаунты в социальных сетях, чтобы рекламировать достижения вуза и мудрость его администрации. То же самое относится и к студентам гуманитарных специальностей – для каждого из них создание прославляющего альма-матер ресурса должно засчитываться как обязательный экзамен или практическая работа.

Каждый уважающий себя университет должен быть всегда на виду, переполнен инновациями и фонтанировать идеями. Все мероприятия, будь то научная конференция, велогонка или попытка попасть в Книгу рекордов Гиннесса, должны носить массовый характер. Преподаватели обязаны обеспечить срочную доставку максимального количества студентов, которые обязаны не разбегаться, а выражать энтузиазм и горячую поддержку.

Высокая плата за обучение является ярким подтверждением престижности университета. Те вузы, которые ее снижают, должны рассматриваться как штрейкбрехеры, не дорожащие своей репутацией и покушающиеся на имидж отечественного образования в целом. Так же подрывают казахстанский рынок интеллектуального труда университеты, установившие завышенные зарплаты своим преподавателям.

Плата за обучение в вузе должна распределяться по принципу: второй год обучения дороже, чем первый, а третий дороже, чем второй. Апогей должен достигаться в четвертый год обучения, когда студент уже почти держит свой диплом в руках.

Следует всемерно развивать дополнительные услуги, предоставляемые студентам: платные консультации перед экзаменом, платные пересдачи, платные отработки. При этом администрации следует быть кристально честной со студентами – заплативший за консультацию, как правило, должен благополучно сдать экзамен. Но вот для учащегося, решившего сэкономить на знаниях, никаких гарантий нет и быть не может.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) обычно составляет неоправданно большую часть среди сотрудников университетов и отличается двойственными качествами. С одной стороны, имеющиеся у них ученые степени, безусловно, необходимы для высокого рейтинга вуза. С другой – преподаватели чрезмерно загружены учебной работой и не уделяют достаточного внимания поддержанию престижа вуза, расширению его всемирной известности, научной работе. Тем не менее администрация вуза вполне может управлять ППС и направлять его деятельность в нужное русло.

Количество ППС вполне можно сократить без ущерба для престижа вуза. Для этого увеличивается количество учебных часов на одну ставку преподавателя и укрупняются студенческие группы. Следует отойти от традиционной системы, когда преподаватель, отчитав свои учебные часы студентам, мог быть свободен. Время работы ППС должно совпадать с рабочими часами ректората. В противном случае преподаватель все равно устроится почасовиком или полставочником в другой вуз.

Важную роль играет стимулирующее перераспределение структуры зарплаты вузовских преподавателей. Одна часть ее должна быть фиксированной, а вторая рассматриваться как премия и увязываться с комплексной оценкой деятельности сотрудника, его научных достижений и общественной активности. Таким образом, балластные сотрудники вуза, не умеющие ничего, кроме как преподавать, будут постепенно зарабатывать все меньше, терять мотивацию и отсеиваться.

3.JPG

Освободившись от занятий со студентами, преподаватели под контролем администрации должны быть немедленно задействованы в конференциях, концертах, видеомостах, дежурствах в студенческих общежитиях, флешмобах, посадках деревьев, выставках, благотворительных акциях, встречах иностранных гостей, организации юбилеев, праздников и угощений. Стало хорошей традицией, что многие торжественные мероприятия преподаватели проводят за свой счет.

Профессорско-преподавательский состав вполне можно успешно воспитывать и прививать ему высокие стандарты дисциплины. Для этого в первую очередь применяются современные информационные технологии: видеонаблюдение, электронная фиксация времени прихода и ухода. Видеокамера должна стоять в каждой аудитории. Зафиксированные случаи опоздания преподавателя или посещения им туалета во время занятий должны рассматриваться как ЧП и сопровождаться дисциплинарным взысканием. Во время проведения праздничных мероприятий ППС должен выстраиваться или рассаживаться покафедрально, чтобы присутствие каждого сотрудника можно было легко контролировать.

Необходимо создавать кадровый резерв ректората для участия в организационной и исследовательской работе. Это должны быть энергичные и мотивированные молодые люди, способные на любую инновацию. Их зарплаты должны быть не меньше, чем у ППС, а размер ежеквартальных премий зависеть от качества выполняемой работы – рапортов, служебных записок, выявленных нарушений. Эффективный административный аппарат вуза является его основой направляющей силой, залогом высокого престижа и успешной коммерческой деятельности.

Автор данной статьи не имеет в виду какое-то определенное высшее учебное заведение. Все совпадения случайны, все примеры эффективного руководства даны только для примера. При подготовке материала ни один престиж не пострадал.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале