просмотров 363

Как Казахстану и его соседям снизить удар пандемии по системе образования?

Опубликовано: 10 Августа 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Как Казахстану и его соседям снизить удар пандемии по системе образования?
pexels.com

Эксперты Всемирного банка считают, что из-за пандемии страны Центральной Азии могут оказаться в числе самых пострадавших в мире в части обучения и формирования человеческого капитала. Казахстан по ряду показателей выглядит лучше соседей, но и у нас масса проблем и неясные перспективы.

Когда началась пандемия, все сразу стали рассматривать ее влияние на экономику и социальное развитие. Но сейчас надо говорить и о том «молчаливом шторме», который идет в сфере образования. На пике карантинных мероприятий во всем мире примерно 1,5 млрд детей и молодых в возрасте до 25 лет не посещали учебные и воспитательные заведения. Специалисты банка предполагают, что в итоге примерно 7 млн учащихся вообще выпадут из системы образования, то есть не вернутся за парты. Закрытие школ и вузов только на пять месяцев приведет в ближайшие годы к потере 10 трлн долларов через так называемый нереализованный трудовой доход. Это в глобальном масштабе, а что же в нашем регионе?

Автор исследования об этом Айша Вауда, ведущий специалист Всемирного банка в сфере образования в Центральной Азии, начала с такого факта: доля населения школьного и студенческого возраста в регионе очень высока. В Узбекистане 40% населения моложе 24 лет, в Казахстане таковых 39%, в Таджикистане почти половина населения. Поэтому эффект от того, что сейчас происходит с образованием, будет особенно ощутим в наших странах. Вторая специфическая черта Центральной Азии – базовое качество образования. До пандемии результаты обучения в регионе были довольно низкими, средний студент заметно отставал от сверстников в Европе. Конечно, есть разница внутри региона – например, между студентом из Казахстана и из Таджикистана, но принципиально это не меняет картины.

Существует понятие функциональной грамотности, это набор навыков и знаний, который позволяет людям активно участвовать в жизни современного общества, – заявила Айша Вауда. – Даже до пандемии в Центральной Азии восемь из десяти студентов были функционально неграмотными. Компьютерные навыки, доступ к цифровым технологиям до пандемии в регионе были достаточно слабыми. Да, здесь есть большой страновой разброс – в Казахстане у 70% учащихся на дому есть компьютеры и доступ в Интернет, а в Таджикистане – только у 1%. Но и эти 70% нельзя абсолютизировать. Это не только вопрос доступа к технологиям, но и их эффективного использования. В 2018 году 54% всех учащихся в Казахстане обладали навыками обращения с компьютером ниже рабочих знаний. На глобальном уровне в среднем этот показатель был 18%.

Еще одна специфическая черта региона – и до пандемии было огромное, явное, осязаемое неравенство в обучении. Дети из бедных семей сильно отставали от сверстников из семей богатых. В Кыргызстане, например, отставание в знаниях и навыках измерялось в 2,5 года. И эта проблема тоже, хотя и в разной степени, была свойственна всем странам. А это и есть базовая причина проблемы дефицита квалифицированной рабочей силы.

Это то, что было в Центральной Азии перед пандемией. Что стало теперь?

Эксперт подчеркивает: страны региона быстро среагировали на эту чрезвычайную ситуацию и приняли смелые шаги, чтобы создать экстренные каналы дистанционного обучения. Самым значимым механизмом стали ТВ-уроки, в высшем образовании – онлайн-обучение. В Казахстане, подчеркнула Айша Вауда, есть очень хороший пример, когда преподаватели и родители вместе проводят регулярную оценку качества дистанционного обучения.

Сказываются большие базовые разрывы по доступу к технологиям и у учителей, и у учеников. Не все преподаватели оказались готовы к новому формату. ТВ-уроки по 10–15 минут слишком коротки и совершенно лишены интерактивности. Нет методики оценки и мониторинга обучения. Финансирование дистанционного обучения во всех странах оказалось ограниченным.

Мы ожидаем, что в среднем в регионе в результате закрытия школ учащиеся потеряют порядка 16 баллов в уровне образования – это соответствует объему знаний, получаемых примерно за половину учебного года, – говорит эксперт Всемирного банка. – Функциональная неграмотность еще более вырастет и достигнет 86%. Отрицательный эффект от этого для экономики Центральной Азии будет равен примерно 44 млрд долларов. Это огромные потери! Напомню, что ВВП Кыргызстана составляет 8 млрд, Узбекистана – 57 млрд. Будет возрастать дефицит квалификационных навыков у населения – учащиеся из бедных слоев не смогут идти в вузы продолжать образование, потому что из-за пандемии финансовая ситуация у домохозяйств будет плачевной. В Казахстане мы ожидаем, что социально уязвимые слои населения ощутят отрицательный эффект на себе в большем объеме, чем представители богатых слоев. И разница в уровне знаний и навыков между сверстниками из этих слоев возрастет еще на один год.
Генсек ООН: коронавирус нарушил учебный процесс около 1 млрд учащихся во всем миречитать подробнее

После того как школы и вузы откроются, очень много школьников и студентов будут отставать, и решить эту проблему старыми программами и методологиями невозможно. Придется провести оценку уровня каждого ученика и затем разрабатывать индивидуальные планы дополнительного обучения. Образовательные платформы уже сейчас нужно насыщать качественным контентом, чтобы ученикам было интересно. Нужны и новые формы работы – например, на уровне детей младшего и среднего возраста из бедных семей.

– Мы видели, что министерства и системы образования не справлялись с вызовами, едва-едва остались на плаву в этом кризисе, – говорит эксперт. – Нужно под новую реальность подгонять учебные программы. Но нужно, чтоб системы использовали этот кризис как возможность для того, чтобы наконец-то проснуться и выстраивать более качественное и равноправное образование в будущем. Критически важно защитить бюджет системы образования. А в оптимальном сценарии даже его повысить. Если будет сокращено финансирование образования, сократятся образовательные гранты, то многие не пойдут в вузы, это приведет к сокращению онлайновых навыков, цифровых навыков и отразится на снижении доступа к современным технологиям.

Но где взять деньги на все это? Особенно сейчас, когда все страны без исключения несут экономические потери. На текущий момент можно обратиться к региональной синергии, например, странам Центральной Азии объединить усилия при создании системы дистанционного обучения, и так экономить средства. До сих пор этого не делалось, и специалистов Всемирного банка это удивляет. Можно, например, создавать совместные видеоуроки, коль скоро язык обучения в регионе в основном русский, и странам необязательно отдельно разрабатывать свою программу по каждому предмету. Можно регионально проводить курсы профессионального развития педагогов.

Казахстану Айша Вауда рекомендовала присмотреться к интересному опыту Румынии. Там при поддержке Всемирного банка в сентябре будет запущен проект системы образования, комбинирующей в разных пропорциях онлайн- и офлайн-обучение. Такие формы уже получили название гибридных систем. Выбирать, какой конкретно модуль использовать, будут власти районов страны, родители и ученики, исходя из ситуации с заболеваемостью и других факторов. Для Казахстана с его огромной географической дифференциацией, может быть, было бы правильно решать этот вопрос не на страновом, а на местном уровне.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале