просмотров 2258

Как не отбить у первоклассника желание учиться?

Опубликовано: 21 Сентября 2018 Автор: Татьяна АЛАДЬИНА | Алматы
Как не отбить у первоклассника желание учиться?
shkolabuduschego.ru

Почему первокласснику необходимо готовиться к урокам под контролем взрослых? К чему приводит излишняя самостоятельность? К каким нежелательным последствиям приводит требование родителей соблюдать идеальную чистоту в школьных тетрадях?

Начало учебного года – сложный адаптационный период не только для ребенка, но и для его родителей. Напуганные многочисленными страшилками папы и мамы судорожно пытаются найти ответ на вопрос: «Самостоятельно ли должен первоклассник заполнять странички в прописях и решать арифметические примеры, или ему все-таки необходима помощь?». Психолог Ирина Шевченко убеждена, что советы ее западных коллег, ратующих за то, чтобы вчерашний детсадовец все задания преподавателей выполнял сам, не подходят для казахстанских ребятишек. Ведь за рубежом учащимся младшего звена на дом практически ничего не задают – детям разве что приходится нарисовать любимое животное, собрать на улице листья и ветки для изготовления поделки или заучить несложное стихотворение.

– Наши первоклассники, придя домой со школы, порой даже не успевают толком поесть, а на игры и развлечения у них вообще не остается времени. Обложившись учебниками и пособиями, они часами пишут, складывают цифры, читают, делают аппликации и рисуют, – говорит Ирина Николаевна. – Думаю, я никого не удивлю, сказав, что нередко шести-восьмилетние детки ложатся спать в полночь, а утром им рано приходится вставать и идти на занятия. Они хронически не высыпаются, иммунитет падает, возникают ранние депрессии, и в какой-то момент ребенок может даже возненавидеть школу и все, что с ней связано.

2.jpg

– Как же правильно вести себя родителям?

– Нравится вам это или нет, но ребенок, только переступивший школьный порог, в силу возраста отличается низкой концентрацией внимания. Он слабо контролирует процесс обучения, зато с легкостью отвлекается на любой внешний раздражитель. Заиграла во дворе музыка, сработала автомобильная сигнализация, на подоконник села птица, фломастер покатился по столу и упал на пол – малыш тут же полностью переключился с уроков на новый объект. Поэтому не ждите, что он будет добросовестно и в полном объеме делать домашние задания, если вы предоставите ему безграничную свободу.

– Значит, надо неотступно находиться рядом и не спускать с него глаз?

– Ни в коем случае. Мы выбираем золотую середину, чтобы первоклассник воспринимал домашнее задание не как каторжную работу, а как приятное и полезное времяпрепровождение, своего рода незабываемое интересное путешествие в мир новых знаний.

3.jpg

– Звучит красиво. Но, к сожалению, зачастую выполнение уроков приносит детям и взрослым мало радости.

– Тогда я попытаюсь помочь родителям избежать самых популярных ошибок. У ребенка обязательно должно быть рабочее место, обустроенное с максимальным комфортом. Установите стол так, чтобы взрослый человек мог присесть рядом, а не грозно нависать над ним. Проследите за солнечным светом (правшам нужно, чтобы он падал с левой стороны, левшам – наоборот). Уберите со стола яркие игрушки, комиксы, пазлы и другие предметы, способные отвлечь внимание маленького ученика. Отключите телевизор, магнитофон и компьютер, пусть ребенок занимается в тишине.

Делать уроки нужно по графику. Не переносите подготовку к очередному школьному дню на более поздние часы. В противном случае малышу придется работать стахановскими темпами, что отрицательно скажется на конечном результате. Не усаживайте ребенка за уроки сразу по приходу домой из школы. Пусть пройдет два часа, за это время он отдохнет и наберется сил. Не требуйте выполнения всех задач без перерыва. В силу возрастных особенностей первоклассник полноценно и продуктивно трудится не дольше 40 минут, потом он устает и не усваивает материал. Делайте перерывы по 5–10 минут, устройте пальчиковую зарядку, дайте ребенку возможность подвигаться, посмеяться, проявить активность, однако не затягивайте паузы, иначе он расслабится настолько, что заставить его обратно сесть за стол у вас получится с трудом.

– Как понять, где находится граница между контролем тотальным и разумным?

– Контролировать приготовление уроков нужно с учетом индивидуальных особенностей детей. Иногда первоклассники лучше усваивают информацию, занимаясь самостоятельно, но в большинстве случаев им проще запомнить материал, оговаривая с родителями буквально каждое свое действие (запаситесь терпением!). Категорически не рекомендую папам и мамам делать уроки за детей, пытаясь сэкономить время. Такая медвежья услуга приведет к тому, что ребенок не приучится к самостоятельности.

4.jpg

Также не советую заставлять первоклассника многократно переписывать домашнее задание во избежание помарок и поправок. Любой человек имеет право на ошибки, вы ведь и сами далеко не все делаете идеально, почему же предъявляете столь завышенные требования к малышу? Если ребенок сам вырывает страницы из тетради и старательно переписывает примеры, добиваясь идеальной «картинки», то не радуйтесь и не восхищайтесь его щепетильностью, которая вполне может обернуться стрессами и понижением личностной самооценки.

– Наказывать ли ребенка за нежелание выполнять заданные на дом уроки?

– Наказания абсолютно неприемлемы, зато похвала приветствуется, не оставляйте без внимания любые успехи ребенка. Да, он плохо справился с заданием по математике, но слепил из пластилина потрясающе красивого слоненка, забыл строчку из стихотворения, зато на физкультуре оказался самым ловким и быстрым.

– Как долго родители должны контролировать маленьких школьников?

– Расслабиться папе и маме придется не скоро. Не ждите, что уже во второй четверти первоклассник откажется от вашей помощи и проявит чудеса самостоятельности. В идеале полгода родителям лучше находиться рядом с ребенком во время выполнения им домашнего задания и отвечать на все его вопросы, заполнять пробелы в знаниях, замечать и своевременно ликвидировать моменты, отвлекающие внимание малыша. Затем можно доверить первоклашке собственными силами справиться с простейшими задачами без малейшего контроля с вашей стороны. На следующем этапе он постепенно переходит к полной самостоятельности, однако вы оставляете за ним право обращаться к вам за поддержкой и советом. И только к пятому классу ученики способны выполнять домашние задания без участия родителей.

Сидеть рядом и не сводить со школьника глаз не стоит, но проверять уроки все-таки нужно. К слову, не всегда у родителей хватает мудрости, нервов и терпения, чтобы не сорваться на крик и не обидеть ребенка нелестными словами. Если чувствуете, что педагог из вас никакой, пусть с малышом занимается кто-то другой (бабушка, тетя, старший брат). Очень важно не отбить у ребенка желание учиться, а показать ему, что получать новые знания интересно, полезно и необходимо!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале