просмотров 1062

Казахстанские родители в очередной раз возмутились туманным для них текстом в школьном учебнике

Опубликовано: 19 Сентября 2019 Автор: Владислав ШПАКОВ | Нур-Султан
Казахстанские родители в очередной раз возмутились туманным для них текстом в школьном учебнике
pixabay.com

Казахстанские родители в очередной раз возмутились туманным для них текстом в школьном учебнике. Обозреватель «ЭК», благосклонно относясь к инстинкту ограждать детей от всего враждебного и непонятного, все же считает, что не надо эту ограду превращать в чемодан.

В майкудукском instagram-сообществе denski_blog на этой неделе появилось сообщение, посвященное рассказу Геннадия Снегирева «Весной», и сообщение это за сутки собрало более 1 300 лайков, что для Караганды не так уж и мало. Собственно, сам рассказ заинтересовал аудиторию лишь поскольку, как выяснилось, вошел в учебник «Литературное чтение» за третий класс издательства «Алматыкiтап». А уж попав в учебник, он обратил на себя внимание следующей фразой: «Весенний верблюд нюхал рельсы и линял». Тут надо сказать, что автор описывал свое путешествие по расцветающей степи КазССР, – и, возможно, именно это сугубо географическое обстоятельство вызвало у ряда родителей некоторую неприязнь как к рассказу, так и к автору, а возможно, даже к верблюду.

«Интересно, что нюхал сам автор, когда писал это?» – ерничали комментаторы. Некоторые ставили вопрос ребром: «Что за тупость написана в современных учебниках?». А некоторые отвечали некоторым предыдущим: «Очередная бредятина нашего правительства». Ну вот представьте себе, ни больше ни меньше.
По мнению автора школьного учебника, в Семее легче встретить сказочного персонажа, чем иностранцачитать подробнее

Замечательный детский писатель и человек богатейшей судьбы Геннадий Снегирев, конечно же, никого не хотел обидеть, когда несколько на первый взгляд неуклюже описывал времяпрепровождение верблюда. Литературный прием, который он применил ради привнесения в повествование комической нотки, называется силлепс. Не увязая в филологическом киселе, суть силлепса можно объяснить примерно так: это когда разные по смысловому значению слова связываются рядом, как однородные. Мамы и – особенно – папы нынешних школьников наверняка вспомнят пример силлепса по анекдотам про Штирлица: «За окном шли снег и рота красноармейцев».

Да, прием этот производит впечатление нелогичного, дурашливого или даже безграмотного – но он именно что производит впечатление. Оживляет текст. А это известная роскошь для современных учебников…

Ровно два года назад, тоже в сентябре, в Казахстане полыхал скандал по поводу другого «непонятного» текста – тогда это был учебник по русскому языку для седьмого класса. Обструкции подвергся рассказ Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»:

…Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.

И тоже папы и – особенно – мамы школьников задавались вопросами: «Что нюхал или курил автор? Как такое могло попасть в учебник?».

«Такое» – это морфологическая заумь, еще один почтенный литературный прием или, если угодно, разновидность языковой игры. Наиболее известный его пример в мировой литературе – стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот»:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове…

Ученые: чем больше книг в доме, тем умнее вырастет ребенок
читайте далее

Казалось бы: ну мюмзики, ну Бутявка, ну верблюд. Ведь во всем этом нет ничего неприличного, ничего скабрезного или хотя бы двусмысленного. О чем тут бить в набат? Получается, что неприятие вызывает сама необычность таких рассказов и стихов. Сама их форма не соответствует привычному всем стандарту, гарантированно воспитывающему в ребенке устойчивое отвращение к литературе и нормам языка. Сегодня приобщение школьника к литературе – это натужное морализаторство, зубрежка и «Найдите ошибку в слове «мыш». И минимум воображения. В этом «стандарте» пустой тратой учебного времени представляется отвлечение на что-либо странное. Но ведь это только сначала ребенку непонятно, кто такие шорьки и отчего они хливкие. А уже в следующий момент он находит для себя ответы на эти вопросы и начинает думать, почему зелюки хрюкочут аккурат как мюмзики. Именно так и включается воображение – через желание объяснить непонятное, а иногда даже пугающее.

Удивительны в этих ситуациях с родительским возмущением две вещи. Во-первых, что подобные тексты, несмотря на кондовость отечественной системы образования, время от времени попадают в учебную программу. А во-вторых, что они всякий раз натыкаются на неприятие родителей, которым бы радоваться, что среди нагоняющих тоску на детей виршей появилось вдруг что-то новое, но нет: «Что за тупость тут написана?».

Вы поймете, что там написано, как только включите воображение. Оно у вас есть. Существа без воображения нюхают рельсы и линяют.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале