Minecraft, бизнес-игры и профессиональная мобильность. Есть ли будущее у геймеризации образования в Казахстане?

Опубликовано: 08 Октября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Minecraft, бизнес-игры и профессиональная мобильность. Есть ли будущее у геймеризации образования в Казахстане?
engadget.com
просмотров 1458

В мире набирает популярность геймеризация – использование игровых технологий в различных социальных практиках, включая образование. В Казахстан к этому тренду пока только присматриваются. Корреспондент «ЭК» побеседовал на эту тему с Андреем Бачище – одним из немногих специалистов по геймеризации, менеджером по работе с молодежным направлением фонда «Евразия Центральной Азии».

– Прочел на одном из сайтов такую фразу: «Социальные инновации через геймеризацию образовательного процесса». То, что термин является производным от английского слова game, понятно. А дальше?

– Если коротко, это использование игр для социализации и обучения, воспитания востребованных в окружающей среде навыков. Если говорить о дошкольном и школьном образовании, то геймеризация позволяет частично имитировать кейсы из взрослой жизни и так подготовить к ней. Появилось это явление благодаря следующей проблеме. Традиционно в школах и вузах учащиеся получают готовые решения и много информации. Все это не готовит к потребностям современного рынка труда, ведь информация устаревает быстро, а готовые решения не дают навыка психологической, социальной, профессиональной мобильности. Сегодня в учебном процессе надо делать акцент не на то, чтобы дать человеку какие-то конечные знания, а воспитать у него архитектуру принятия решений, чтобы он умел искать информацию, анализировать и делать выводы.

2.jpg

– С этим не поспоришь. Но как такие задачи решать через игры?

– Вот пример из американской практики. Детям говорят: «Объединитесь в группы по интересам и решите ту или иную задачу». Например, возле школы течет ручей. Как построить через него мост? Под это даже дают маленькое финансирование. Дети разрабатывают дизайн моста, думают, из каких материалов его сделать, как обеспечить устойчивость. В итоге рождается проект, который сам по себе никому не нужен, но в ходе работы ученики объединяются в команду, учатся распределять задачи, ставить сроки, визуализировать решение. То есть нарабатывают навыки и даже компетенции, которые понадобятся в реальной жизни. У нас же дети, оканчивая школу, умеют отвечать на вопросы тестов, но могут ли они объяснить, почему ответ именно таков? Геймеризация помогает задуматься о причинах, почему что-то устроено именно так, а не иначе.

– Но есть направление геймеризации, где обучение проводится именно с помощью игр. Как это работает?

– Можно привести в пример опыт Финляндии. Там ставятся эксперименты, например, с игрой Minecraft. В нее играет почти 1 млрд детей от четырех до 12 лет по всему миру. Что придумали финские педагоги и психологи? Есть игра, и она вызывает у детей большой интерес. Это данность. Бороться с этим, отключая компьютер, – путь к конфликту. Так, может быть, стоит ее использовать? Можно ли вшить в игру некую задачу, которая отвечала бы целям образования? Например, можно ли через Minecraft преподавать химию? Можно. И вот дети в игре сажают дерево или строят здание. В условия игры можно заложить широкую палитру ситуаций. Например, дерево плохо растет, а что нужно, чтобы росло хорошо? Нужны минералы, вода, обогащенный грунт. И все это уже включается в систему обучения…

Сама по себе игра к геймеризации не имеет отношения. Фишка в том, что взяты ее основные функции, дизайн и интерпретированы под заданную тему. В Финляндии это адаптируется под разные модули: музыка, дизайн, критическое мышление, проектный менеджмент, биология, математика. И это работает! В Евросоюзе Финляндия отнесена к странам с самым сильным уровнем образовательного потенциала. Важно, что здесь нужен подготовленный учитель, который способен говорить с детьми на их языке.

– Такие игры и практики могут появиться в Казахстане? Понятно, что в школьную систему геймеризация быстро не войдет, но хотя бы на уровне семейного воспитания.

Казахстанские дети, играя в компьютерные игры, могут выиграть миллионы
читайте далее

– В Казахстане разработана обучающая финансовой грамотности игра «Бизнес Номад», но на рынке ее нет. Она создана на основе национальных традиций. В ней есть тои, казахские праздники, но есть и регулярные зарплаты, налоги, отношения с банками и операции с недвижимостью… Когда шло тестирование игры, взрослых она увлекала больше, чем детей. Есть в ней воспитание навыков социальной кооперации, элементы дискуссии и партнерства. Если игрок проиграл, у него кончились деньги, он может договориться с соперниками и на каких-то условиях остаться в игре.

Это жизнеспособная идея появилась на основе попыток некоторых субъектов гражданского сектора работать по социальной проблематике в одном сложном регионе Казахстана. Ведь дефицит финансовой грамотности у нас в обществе очевиден. Отсюда и ряд проблем, например закредитованность многих сограждан. А откуда взяться грамотности, если этому целенаправленно в школах не учат? Специалисты некоторых банков приходят в школу и читают лекции, но так, что дети не усваивают знания. Их надо вовлекать через интерес.

– Но одной игрой, которую к тому же не купить, проблему не решишь.

– Конечно, внедрение и популяризация такого перспективного, но нового инструмента, как геймеризация в обучающей практике, невозможны без государственного участия. И я уверен, что мы к этому придем. Вопрос, когда?

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале