просмотров 1291

«Наши дети не приучены добывать знания». Эксперт о том, почему дистанционное обучение так всех перепугало

Опубликовано: 15 Октября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
«Наши дети не приучены добывать знания». Эксперт о том, почему дистанционное обучение так всех перепугало
cup.com.hk

Удаленное обучение вызывает столько споров, потому что нашим детям не привита ответственность за свое образование. Так считает известный психолог Валентина Овчинникова.

– Все ругают онлайн-образование, но нередко за то же, за что раньше ругали обычную школу. Может, эта широкая негативная реакция не от конкретных проблем, а от шока? Может, мы просто психологически потерялись?

– Конечно, потерялись, но почему? Создавшаяся ситуация обострила ряд проблем, о которых все и так знали, но особо не переживали по их поводу. И начинать надо с проблем технических. Качество Интернета у нас оставляет желать лучшего, а гаджетов на одну семью зачастую недостаточно для эффективного онлайн-обучения. Например, если в многодетной семье, которых у нас немало, на пять детей один планшет, то на это раньше не обращали внимания. Но детям надо учиться онлайн, а планшет по-прежнему один. То есть у нас есть много технических и социальных проблем, далеких от вопросов обучения, но ситуация с пандемией их связала. И конечно, не всякий родитель готов психологически и даже физически к создавшемуся положению.

2.jpg

– Недавно был свидетелем того, как родители детей третьего класса в обычной алматинской школе стонали из-за удаленки. Потом в школе запустили один дежурный класс на всех третьеклашек. И из примерно 100 учеников лишь 12 родители записали в этот класс. Что получается? На уровне «поговорить» многие воспринимают онлайн-обучение как проблему, а когда ее можно решить – не спешат это делать.

– У многих родителей больше заинтересованности в том, чтобы дети находились дома, ведь так их проще контролировать. Да, это отсутствие понимания того, что дети должны получить качественное образование. Это очень плохо, но это часть реалий нашего общества. Многие же относятся к этому так: ну ходят дети в школу, да и ладно… Некоторые понимают, что есть вопросы к качеству обучения, а кому-то это не нужно – зачем им дежурные классы?

– Что такие семьи есть, это понятно. Но неужели их много? Казалось бы, тема «дорогого университета» для ребенка у нас прочно утвердилась в семьях преуспевающих или хотя бы претендующих на этот статус.

– Конечно, это сложный вопрос, по-разному звучащий на разных социальных этажах. В семьях традиционной интеллигенции отношение одно, в иных – другое. Самое главное тут – финансовый аспект. Решение о том, водить ли ребенка в школу или же учить его онлайн, связано с разными уровнями затрат. В спокойное время они, может, и мало заметны, но в период карантина эти затраты стали весьма существенными. Это даже в городской среде заметно, а в сельской – очень сильно. Там широко распространена установка дать ребенку среднее образование, а дальше – как получится.

– Неужели у нас такое отношение распространено? Казахстан был едва ли не лидером в СНГ по количеству студентов, вузов… Это же, хоть и с поправками на соображения социальной престижности, характеризует отношение к образованию?

– Вот совершенно конкретная история. Я в своей практике в последнее время часто сталкиваюсь с детьми с так называемой педагогической запущенностью. Это дети, которые с раннего возраста предоставлены сами себе. С ними обычно сидят бабушки, и зачастую их ничему не учат целенаправленно. Даже элементарным понятиям. Ребенок может не знать, что есть четыре времени года, какие есть дни недели. Эта проблема всплывает, когда дети уже идут в школу. Оттуда их отправляют к врачу, чтобы понять, нет ли у них ментальных расстройств, не отстают ли они в развитии. Выявляется, что интеллектуальные способности у них нормальные, но они не получали вовремя той необходимой информации, которую получали остальные дети. По таким детям нынешняя ситуация с проблемами онлайн-обучения ударит сильнее всего.

– Все это, в той или иной мере, социальные аспекты, проблемы онлайн-образования. А психологические есть?

– Конечно. Взять, например, начальную школу. Она обязательно требует посредника между детьми и знаниями – учителя. Дети еще не могут самостоятельно включаться в процесс обучения, который им самим не очень-то и нужен. Это объективная сторона проблемы онлайн-обучения. Приблизительно до пятого класса у детей нет глубокого осознания того, что они ходят в школу ради получения образования. Они могут так говорить, но это просто повторение слов, услышанных от родителей. Если оставить их в классе и дать какое-то конкретное задание, лишь единицы станут его выполнять, а большинство сразу отвлекутся. Поэтому рядом с ребенком постоянно должен находиться взрослый. А тут – онлайн-обучение!

А у нас, в Казахстане, даже старшеклассники не ощущают личной ответственности за свою учебу, они учатся «для родителей и учителей». И при этом ведут с ними активную борьбу. Дети не обладают навыками необходимой психологической саморегуляции, которая позволяет самим садиться перед компьютером и получать знания.

Сегодня есть два вида процесса обучения – в виде вебинара и различные видеокурсы. Если первый нашим ребятам доступен, то вторым, который априори более эффективен, они заниматься не могут, потому что не приучены самостоятельно добывать знания.

3.jpg

– Можно что-то делать, чтобы повысить КПД онлайн-обучения? Или же придется махнуть рукой?

– Не надо стихийно придумывать вебинары и онлайн-уроки, нужен систематизированный квалифицированный и творческий подход. Примеры такие есть – в виде обучающих программ для детей дошкольного возраста, типа мультфильмов, которые и смотреть интересно, и в то же время они несут обучающую нагрузку. Это возможно делать и для школьников. Но это, повторюсь, требует творческого отношения и профессионализма с хорошим пониманием возрастной психологии. Как создание любого учебника. Только здесь должен получиться учебник онлайн.

– Мне это напоминает советский опыт: тогда в Алма-Ате было четыре ТВ-канала, и один из них, «Орбита», весь день транслировал обучающие программы по разным предметам в игровой форме. Мы примерно об этом говорим?

В казахстанском образовании наметился очередной перекос
читайте далее

– Да, но там это было ориентировано на индивидуальный характер. То есть хотел ребенок смотреть эти передачи – смотрел, нет – не смотрел. А здесь надо сделать так, чтобы просмотр программ был обязательным для определенной аудитории.

– Но ведь даже если государство сейчас озаботится такой задачей, то все упрется в дефицит квалифицированных, соответствующих педагогов и психологов.

– Ну почему, очень много психологов занимаются вопросами образования, существует немало образовательных методик, и их все можно давать в интересной игровой форме. Нужно только, чтобы те, кто организует онлайн-образование, поняли это и обратились к специалистам. Но решение таких задач потребует времени, у нас же все с карантином получилось спонтанно, в пожарном порядке. И до сих пор все делается хаотично и с разной степенью качества.

– Недавно в Дании прошел митинг старшеклассников за то, чтобы им вернули офлайн-образование. Они объясняли: нам же знания нужны! У нас я такое представить не могу.

– Естественно, в каждой стране, как и в каждой школе, есть разные школьники. Видимо, в Дании среди подростков сильнее выражено ощущение ответственности за свое обучение, свое будущее. В нашей системе образования, повторюсь, это не заложено. Даже те, кто хорошо учатся, уверены, что им все обязан выдать учитель.

Когда-то в Алматы была школа для детей дипломатов с обучением по европейской системе. Там у каждого ребенка был свой индивидуальный план, они сами выбирали предметы и сроки подготовки работ по ним. Никто с учениками не носился. Так формируется ответственность за свое обучение, но это так и осталось единичным примером.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале