Почему молодежь не хочет идти в «технари»

Опубликовано: 22 Ноября 2018 Автор: Андрей СОЛОВЬЕВ | Астана
Почему молодежь не хочет идти в «технари»
adukar.by
просмотров 4192

Когда в Казахстане заходит речь о развитии перерабатывающей сферы экономики и о реализации программ по модернизации, тут же поднимается вопрос подготовки кадров. Говорят об этом из года в год, а проблема так и остается – будь то обучение инженеров, техников среднего уровня или квалифицированных рабочих.

С рабочими специальностями ситуация, пожалуй, наиболее тревожная. От менеджеров серьезных предприятий приходилось слышать, что проблема с инженерами с трудом, но решается: способных выпускников наших вузов посылают стажироваться за границу, приглашают специалистов из России или «вызывают» с пенсии старых сотрудников. Хотя все это только «заместительная терапия», годная для ситуации, когда промышленность как-то выживает. Для индустриального прорыва подобное никак не годится.

Мы сегодня на всех уровнях говорим о том, как у нас плохо с образованием, но при этом отходим все дальше и дальше от нормального результата, – считает заместитель председателя комитета машиностроения и металлообработки Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Павел Беклемишев. – У нас не будет нормальных специалистов завтра, если мы не начнем заниматься этим вопросом сегодня.

К слову, важность кадровой проблемы осознается на самом высоком уровне. Президент Нурсултан Назарбаев поднимал этот вопрос в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» в 2012 году, а также в послании народу Казахстана в нынешнем году. Но решается кадровая проблема все равно крайне медленно. К примеру, в области машиностроения на сегодняшний день нет никаких профессиональных стандартов, кроме как для слесарей. Удивительно, но токари, фрезеровщики и сварщики профессиональных стандартов подготовки не имеют. Очевидно, насколько негативно это влияет на индустриальное развитие. Как может руководство предприятий составлять экономические и технологические планы, если не знает, что могут и не могут его рабочие и инженеры? А тем временем на рынке появляются все новые специальности, которые тоже необходимо стандартизировать.

При этом нельзя сказать, что молодежи негде учиться. Только в Алматы действуют 83 колледжа и несколько университетов, готовящих специалистов инженерных специальностей. Но что происходит с их выпускниками дальше? Работают ли они по специальности? Почему предприятия сталкиваются не только с качественными, но и с количественными кадровыми проблемами? Директор одного из алматинских заводов в частной беседе рассказал такую историю:

Мой сын подал документы в технический вуз, но при этом мне заявил: «Папа, как ты, инженером, «технарем» и производственником, я не буду». И друзья его то же самое говорят. Было очень обидно. Конкурс в последнее время на технические специальности большой, потому что много грантов выделили и молодежь идет на них. На мой взгляд, 25–30% идут с осознанным выбором, а остальные не собираются работать «технарями».

Конечно, проблема профессиональной мотивации сложна. Есть в ней и такой важный аспект, как престиж специальности. Рабочие профессии у нас по-прежнему трудно отнести к таковым. Но и взаимосвязь с качеством подготовки очевидна: если в обществе существует представление, что по этому направлению готовят не Бог весть как, то и работать по той специальности стремиться не будут.

Вот и замкнулся круг проблемы. Вопрос возвращается к тому, о чем говорил глава государства в январском послании народу: необходимо разработать профессиональные стандарты по всем основным профессиям, в которых работодатели и бизнесмены должны закрепить требования к навыкам и компетенциям работников. Это подтолкнуло бы вузы и колледжи к работодателям, заставив учитывать при составлении программ учебного процесса их требования. Для этого, по мнению начальника отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Алматы Веры Цзин, нужна система обеспечения качества подготовки кадров, созданная на основе национальной системы квалификаций. Она в свою очередь должна базироваться на профессиональном стандарте, в котором работодатели пропишут все свои требования к работникам любого уровня квалификации – от рабочего до инженера. Разработанные стандарты в Казахстане есть, но их мало.

Система образования и рынок труда не могут жить отдельными жизнями, они должны быть сведены в единую систему и зависеть друг от друга, – говорит эксперт. – Учить надо тем компетенциям, которые нужны той или иной отрасли. Заставить систему образования работать именно так может национальная система образования, о которой говорил президент Казахстана.

Вера Цзин схематично представляет ее в виде треугольника. Его верхний «угол» – это профессиональный стандарт, то есть те самые официально утвержденные требования к квалификации по любой специальности. Вырабатывать их должны специалисты профессиональных ассоциаций. Второй «угол» – это образовательный стандарт, сформированный вузами и колледжами для обучения студентов согласно требованиям первого «угла». И последний, но важнейший в системе «угол» – это оценка квалификации выпускников. Ее должны проводить сертификационные центры и отраслевые ассоциации.

Тот, кто учит, не должен оценивать выпускников, – пояснила Вера Цзин.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале